Антипов Владимир Михайлович

Харин Иван Степанович

Моторный Иван Порфирьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

512 иап

Старший лейтенант И. Моторный 

Как сражаться с «Ме-110»
// Сталинский сокол 10.07.1942

В последнее время на нашем фронте увеличилось число немецких самолетов «Мессершмитт-110». Они применяются в качестве бомбардировщиков, разведчиков, штурмовиков. Вооружение и маневренность дают им возможность участвовать в воздушных боях в сочетании с «Ме-109» и «Хе-113». Чаще всего «Ме-110» патрулируют на линии фронта совместно с «Ме-109», причем последние ходят со значительный превышением. Иногда «Ме-110» сопровождают бомбардировщиков, атакующих тыловые об'екты.

Нам приходилось часто сталкиваться в боях с «Ме-110» и удалось основательно изучить сильные и слабые стороны этого самолета, разгадать тактические приемы вещей и выработать свои методы борьбы в противовес этой тактике.

В групповом воздушном бою, в котором участвуют «Ме-109», «Ме-110» и наши истребители «ЯК-1» и «ЛАГГ-3», мы неоднократно отмечали новый тактический прием немцев. Предположим, небольшая группа «ЛАГГ-3» идет на патрулирование и встречается с превосходящими силами «Ме-109» и «Ме-110». Распылять свои силы «ЛАГГ’ам» нецелесообразно, так как вести бой с большой группой противника поодиночке очень трудно. Поэтому «ЛАГГ’и» становятся в кольцо, т. е. замыкают вираж; при этом каждый ведомый прикрывает хвост самолета своего ведущего.

Известно, что «Ме-109» почти не принимают боя на горизонталях. Они до поры до времени в бой не вступают, а ходят выше. Первый удар наносят «Ме-110». Врываясь снизу в вираж, созданный «ЛАГГ’ами», летчик «Ме-110» сбавляет газ у внутреннего мотора и начинает виражить на внешнем моторе, ведя непрерывный огонь из всех точек по нашим самолетам (следует иметь в виду, что сверху «Ме-110» в кольцо врываться никогда не будет, так как большая скорость, приобретенная при пикировании, не позволит ему произвести минимальный вираж).

Цель этого маневра вполне понятна: мощным круговым огнем разогнать наших истребителей, заставить их поодиночке рассыпаться в разные стороны. Если это удастся, в бой вступят «Ме-109». Весьма показательно, что «Ме-110», которому не удалось разогнать вираж, немедленно уходит вниз с переворотом. Но стоит только одному «ЛАГГ’у» отколоться, как «Ме-110» сразу же следует за ним и атакует.

Поэтому каждый летчик, которому доведется столкнуться с таким маневром «Ме-110», должен твердо запомнить: разрывать кольцо, выходить из виража под действием огня «Ме-110» почти во всех случаях представляет значительную опасность. Хладнокровие же и выдержка, проявленные летчиком, будут способствовать его победе. Надо учитывать, что «Ме-110», врывающийся внутрь виража, ведет неприцельный огонь; он больше стремится воздействовать на психику летчика, подавить его морально. Вместе с тем в подобных случаях сам «Ме-110» представляет отличную цель и сбить его не так уж трудно.

Против «Ме-110» удобно действовать парой, соответственно доворачивая самолеты и ведя перекрестный огонь (см. схему).

На схеме изображен момент, когда «Ме-110» врывается в замкнутый вираж и, убрав внутренний мотор, начинает круговой обстрел на минимальном вираже. Точка О показывает место, откуда «Ме-110» начал свой вираж. Мы видим, что летчику А. выгодно довернуть влево, так как он получит возможность бить по животу «Ме-110». Летчик А. доворачивает самолет и с нового положения (показано пунктиром) открывает прицельный огонь. В то же мгновение летчик В. также доворачивает свой самолет влево. Ему удобно бить по моторам и стрелку «Мессершмитта». Перекрестным мощным огнем двух наших истребителей враг почти наверняка будет сбит.

Когда «Ме-110» врывается в вираж, каждый летчик должен максимально сосредоточиться, чтобы не упустить удобный момент. А момент этот всегда представится. В какое-то мгновение «Ме-110» подставит свои уязвимые места каждому из наших истребителей. Именно такой момент сумел в недавнем бою уловить сержант Антипов. Одной очередью он поразил мотор «Ме-110», и самолет противника горящим упал на землю.

В одиночном бою атаковать «Ме-110» надо сзади снизу под углом 30°. Истребитель заходит в упор в хвост так, чтобы видеть стрелка. Маневром избегая поражения от огня стрелка, надо в первую очередь снять его, а затем бить по моторам. Летчик, атакующий «Ме-110» в горизонтальной плоскости, обязан помнить, что эта машина имеет очень маленький радиус виража и охотно вступает в бой на виражах. Поэтому надо быть всегда готовым к всевозможным маневрам и уловкам врага.

Во всех случаях удобно бить «Ме-110» парой. Истребители заходят с двух боков, лишая немца возможности стать в вираж, и введут непрерывный огонь. «Ме-110» постарается сейчас же уйти пикированием. Преследуя его, летчики должны вести огонь, так как «Ме-110» обычно пикирует круто. На выходе из пикирования истребители занимают то же положение, т. е. заходят с боков и атакуют.

Иногда «Ме-110» выходит из атаки с набором высоты. В этих случаях его также нетрудно обить. Недавно звено «ЛАГГ'ов» было атаковано «Ме-110» со стороны солнца. Производя атаку сверху слева, «Ме-110» проскочил вправо и, развернувшись влево, стал уходить с набором высоты. В этот момент правый ведомый старший лейтенант Харин сделал горку и, подзадрав чуть самолет, выпустил одну очередь. Ее оказалось достаточно, чтобы «Ме-110» вспыхнул и свалился на землю.

Столкнувшись с массовым применением «Ме-110» и уничтожив немало этих вражеских самолетов, мы можем с полным основанием сказать своим товарищам на других фронтах: «Горит «Ме-110» хорошо; сбивайте его с одной прицельной очереди!».

Старший лейтенант И. Моторный.
Действующая армия.