Андронов Михаил Михайлович

Голышков

Капотов Александр Иванович

Кузнецов Леонид Васильевич

Ольхов П.

Бобров Николай Николаевич (автор)

* * *

Принадлежность:

138 САМ

Интендант 2-го ранга Н. Бобров 

Из опыта восстановительного ремонта
// Сталинский сокол 10.07.1942

Напряженно работают авиамастерские, где начальником инженер-майор Андронов.

...Цех № 1. Здесь не только производят восстановительный ремонт самолетов в целом, но изготовляют и восстанавливают износившиеся и поврежденные в эксплоатации запасные части и агрегаты.

Вот щиток люка шасси. Щиток изуродован. Ремонту не подлежит. Цех изготовливает новый. Изготовление щитка люка шасси разбито на несколько операций. Один клепальщик готовит на загибочном станке профили и прокатывает их по требуемому радиусу. Другой выколачивает лист дюраля, придавая ему необходимую форму. Третий собирает профили и узлы в общий каркас щитка и накладывает на него обшивку. Такой процесс сборки сокращает время изготовления щитка вдвое.

В одном из цехов мы увидели помятую в четырех местах подмоторную раму. Рабочие мастерских А. Капотов и П. Ольхов под прессом выправили силовые подкосы, подогнали на вмятины накладки из однородного материала, приварили дуговой сваркой – и рама, восстановлена. Проверка по нивелиру дала хорошие показания: коробления нет, прочность сохранена. В мирное время такие погнутые рамы обычно заменялись новыми.

Часто в ремонте встречаются шарнирные и болтовые соединения, вышедшие, из пределов допусков благодаря овализации отверстий. Такой дефект обычно устраняется путем развертывания отверстий с исчезновения овала с последующей заменой болтов новыми. Теперь в целях экономии высококачественного материала (легированной стали) мастерская не выбрасывает старые болты, а хромирует их до нужных размеров и снова пускает в дело.

Расскажем об одном из главных цехов мастерских, ремонтирующем моторы воздушного охлаждения. Мотор по поточной системе проходит все стадии ремонта и выходит готовым на испытательный стенд. Испытатели не покидают стендов порой круглые сутки.

Цех, ремонтирующий моторы (нач. цеха воентехник 1-го ранга Л. Кузнецов), ввел ряд приспособлений, ускоряющих и удешевляющих ремонт.

Месяц назад цилиндр, восстановленный путем хромирования, приходилось обкатывать на испытательном стенде, что очень тормозило выпуск готовых моторов. По предложению инженера-майора М. Андронова из старого авиамотора сделан станок для холодной обкатки хромированных цилиндров. Станов приводится в движение от электромотора. Благодаря этому несложному приспособлению цех избавился от контрольной переборки мотора с хромированными цилиндрами и от вторичной горячей обкатки. Это значительно экономит время и расход горюче-смазочного материала. Вот другое рационализаторское предложение красноармейца Голышкова – станочек для снятия нагара и коррозии с днища поршней и зачистки их. Раньше очищали нагар вручную. Станок сокращает эту операцию втрое. Поршень вставляется в шпиндель при помощи специального пальца и вращается со шпинделем от электромоторчика, – нагар и глубокая коррозия снимаются шабером, после чего поверхность днища поршня полируется наждачной бумагой и пемзой. Этот метод зачистка поршней с успехом может быть применен в любых полевых мастерских.

Важно отметить и другое обстоятельство. Цех, ремонтирующий моторы, нуждается в остродефицитных деталях – как-то: цилиндры, суппорты, обоймы диффузора нагнетателя, шестеренки масляных помп, шестерни «звездочки», – ответственнейший агрегат. Вместе со вспомогательными цехами он добился восстановления дефицитных деталей посредством хромирования. Гальванизация является крупным достижением мастерских.

Такие ответственные детали мотора, как корпус нагнетателя, картер мотора, картер редуктора и другие, восстанавливаются посредством автогенной сварки. Следует сказать и о том, что мастерские не только реставрируют старые, бракованные детали, но изготовляют и новые, например, отливают переходной патрубок карбюратора, кронштейны под регуляторы давления и т. д.

Освоили мастерские и ремонт самолетных камер и покрышек, путем горячей вулканизации.

Добиваясь экономии материала, коллектив мастерских мобилизует внутренние ресурсы, используя отходы смежных цехов и детали самолетов, не подлежащих ремонту. Здесь используются, например, бракованные тяги толкателей моторов 87 и 88 в качестве трубок, идущих для различных усилений и кронштейнов. На заплатки по дюралевым покрытиям мастерская применяет материал со списанных самолетов. С успехом используются для восстановления плоскостей отдельные куски лонжеронов и стрингеров с плоскостей, не подлежащих ремонту.

Рабочие, мастера и инженеры мастерских горячо встретили обращение авиамастерских ремонтной сети ВВС Западного фронта. Коллектив включился в соцсоревнование. Результаты налицо: цех № 1 за июнь выполнил программу на 101,8 проц., цех № 2 – на 106,4 проц., цех № 4 – на 100,5 проц., цех № 5 – на 117,3 проц. Выполняя принятые обя'зательства, мастерские своими силами изготовляют остродефицитные запасные части – стыковые болты, силовые узлы шасси, вертикальные валики привода тахометра, автопилота; в порядке термической обработки (второй фиксации) мастерские восстанавливают поршневые кольца, имеющие малую упругость. До войны такие бракованные поршневые кольца выбрасывались на свалку.

Еще предстоит крепко поработать коллективу мастерских, чтобы перевыполнить в 1942 году план ремонта самолетов, моторов, авиавооружения, приборов, спецмашин. Но коллектив, проникнутый высокой и благородной целью помочь Красной Армии быстрее разгромить врага, несомненно, преодолеет любые трудности.

Порукой тому – горячу желание выполнить боевой первомайский приказ товарища Сталина.

Интендант 2-го ранга Н. Бобров.
Действующая армия.