Болдырев Иван Владимирович (автор)

Майор И. Болдырев 

Противовоздушная оборона аэродромов у немцев
// Сталинский сокол 10.07.1942

Противник уделяет большое внимание противовоздушной обороне пунктов базирования своей боевой авиации. Для этой цели он широко использует прежде всего зенитную артиллерию и пулеметы, взаимодействующие с прожекторами (ночью) и звукоулавливателями.

Обычно на действующем аэродроме немцы имеют 5−8 батарей зенитных орудий, несколько зенитно-пулеметных и прожекторных установок. Зенитные точки, как правило, удалены от летного поля с таким расчетом, чтобы прикрыть своем огнем наиболее легкодоступные подходы к аэродрому.

На некоторых аэродромах (правда, как исключение) часть орудий и пулеметов находится непосредственно в границах самого летного поля, поблизости от взлетно-посадочной полосы. Так, например, на одном немецком аэродроме из семи батарей ЗА три установлены по краям летного поля. Делается это, видимо, с той целью, чтобы обеспечить сосредоточенный, массированный огонь по пикирующим самолетам

Характерно, что на этом аэродроме немцы в отдельные дни сосредоточивают по 50−70 боевых самолетов. Расположен он на расстоянии 50−60 километров от линии фронта. Поэтому противник так усиленно и прикрывает его.

Время от временя огневые позиции зенитной артиллерии меняются. Немцы пытаются таким путем дезориентировать наших летчиков, скрыть от советских разведчиков истинную дислокацию средств ПВО. Но работы, связанные с переменой огневых позиции ЗА, очень трудоемки, и поэтому противник прибегает к этому маневру только в исключительных случаях (когда, например, наша авиация точно засекла местонахождение точек ПВО и нанесла удар по ним).

Говоря о тактике немецких зенитчиков, следует прежде всего отметить, что противник сначала очень неохотно выдает себя. Зарегистрировано много случаев, когда наши самолеты, проходившие ночью над вражескими аэродромами, не были обстреляны. Но достаточно было летчикам сбросить несколько бомб, как зенитная артиллерия открывала шквальный огонь по самолетам.

Впрочем, не всегда этот огонь ведется из орудий, непосредственно прикрывающих действующий аэродром. Немцы держат часть своей зенитной артиллерии на ложных аэродромах, рассоложенных, на подступах к действующим авиабазам. Около одного пункта, где находится крупный аэродром противника, имеются, например, две ложные площадки, густо насыщенные средствами противовоздушной обороны. Установленные здесь огневые точки входят в общую систему ПВО основного, действующего аэродрома.

Задачей ПВО ложных аэродромов является: привлечь на себя внимание советских самолетов и заставить их сбросить бомбы на ложную цель. Характерно, что немцы держат в макетах самолетов горючее. В случае удачного попадания авиабомбы макет быстро загорается и огонь перебрасывается на другие «самолеты». Таким образом имитируется пожар на аэродроме.

Все это, разумеется, относится к ночным условиям. Днем зенитная артиллерия действует обычно.

Наиболее полное представление о системе прикрытия немецкого аэродрома средствами ПВО дает прилагаемая схема, сделанная на основе фотоснимка одного об'екта. Система противовоздушной обороны аэродрома состоит из 6 батарей разнокалиберной зенитной артиллерии (по 4 орудия в каждой), 4 зенитно-пулеметных точек, сосредоточенные в одном пункте, 3 звукоулавливателей и 2 прожекторов. Все точки ПВО расположены с таким расчетом, чтобы они прикрывали места стоянок самолетов и одновременно могли вести огонь в любом другом направлении.

Примерно так же построено прикрытие и других вражеских аэродромов.

Несколько слов следует оказать о службе воздушного наблюдения, оповещения и связи противника. Немецкие посты ВНОС располагаются довольно плотно. Расстояние между ними редко превышает 10 километров (на переднем крае). Эти посты эшелонированы на достаточное расстоянии в глубину своей обороны.

Но, несмотря на широко разветвленную сеть постов ВНОС, противник во многих случаях оказывается не в состоянии своевременно обнаружить наши самолеты, принимающие участие в налетах на его аэродромы. Об’ясняется это тем, что маршруты, по которым следуют советские летчики, пролетают над малонаселенными или труднопроходимыми районами (резкий рельеф, болота и т. д.), т.е создать посты ВНОС и установить между ними проволочную связь очень трудно.

Для прикрытия своих аэродромов противник использует истребительную авиацию. Следует отметить, что немцы выделяют для охраны тыловных аэродромов лучших летчиков и наиболее маневренные, быстроходные самолеты. В воздухе обычно находятся две пары истребителей, патрулирующие на разных высотах. Заметив приближение противника, одна пара старается завязать бой с истребителями прикрытия, а другая атакует бомбардировщиков. При этом с земли вызываются по мере надобности дополнительные звенья истребителей.

Особое значение придает противник борьбе с нашими самолетами-разведчиками. В случае обнаружения разведывательного самолета немецкие летчики стараются не только отогнать, а уничтожить его.

Недавно был такой случай. Наш разведывательный самолет выполнял задание по аэрофотос’емке в районе вражеского аэродрома. Немецкие дежурные самолеты находились в это время на земле. Заметив советского разведчика, первым взлетело звено «Ме-109». Вслед за ним поднялась пара «Ме-109ф». Немецкие истребители бросились в погоню за разведчиком. Но благодаря преимуществу в высоте и отличным летно-тактическим данным самолета нашему экипажу, успевшему уже сфотографировать аэродром, удалось уйти от немцев. Последние прекратили преследование только около линии фронта.

Ночью патрулирование осуществляется одиночными истребителями. Они ходят обычно на высоте до 2500 метров и иногда для лучшего обзора включают электрические фары.

Но, несмотря на сильное прикрытие немецких аэродромов как с земли, так и с воздуха. Наша бомбардировочная и штурмовая авиация, взаимодействуя с истребителями, нанесла ряд мощных ударов по фашистским авиабазам, выведя из строя сотни самолетов. Об’ясняется это, прежде всего, тем, что каждый налет на вражеский аэродром тщательно подготавливается. Обычно налету предшествуют разведка и доразведка цели с обязательным фотографированием об’екта атаки. Летчик заранее знает, где стоят вражеские самолеты, ему знакомо расположение средств ПВО и т. д. В зависимости от этого он и выбирает наилучший способ атаки.

Для того, чтобы обеспечить себе свободу действий, следует в первую очередь, как это показывает боевой опыт, смело и решительно подавлять огневые точки противника. С этой целью в составе каждой атакующей группы должна быть специальная группа самолетов, в задачу, которой входит подавление и расстройство системы ПВО аэродрома, что даст возможность остальным летчикам последовательными ударами уничтожать непосредственно материальную часть врага.

Майор И. Болдырев.
Действующая армия.