Антонов

Байзигитов Мансур Байзигитович

Варакин

Головачев

Зайцев

Князев

Кудрявцев

Матис Григорий Иванович

Мишихин

Моржерин Николай Дмитриевич

Новиков

Петров

Розаев

Рубан

Семенов Георгий Иванович

Слукин Василий Ильич

Соболев

Шайдулин

Ребров (автор)

* * *

Принадлежность:

710 лбап

Батальонный комиссар В. Ребров 

Учеба между боями
// Сталинский сокол 10.07.1942

Приступая к выполнению первомайского приказа товарища Сталина, комиссары и партийные организации наших авиационных частей руководствовались тем принципом, что учеба должна быть основана на опыте боевых действий, накопленном за период отечественной войны, что учиться надо непосредственно на аэродроме, между боями.

Одним из инициаторов обобщения опыта явилась часть, где комиссарам тов. Головачев. Партийная организация помогла командованию сколотить коллектив боевого актива, состоящий из лучших летчиков и техников, после чего созвали совещание. Это первое совещание боевого актива, было очень тщательно подготовлено. Люди пришли с конкретными предложениями. Выступавшие говорили о там, как они используют материальную часть в борьбе с врагом, рассказывали о подготовке молодых кадров. Так, в одном подразделений, где личный состав был молодой, командование привлекло для обучения молодежи опытных штурманов соседней части. Эти штурманы ежедневно совершали по нескольку вылетов с молодыми летчиками и штурманами подразделения, использовали каждую минуту, чтобы рассказать им о своем опыте. Так же готовили и стрелков-бомбардиров. В результате личный состав скоро обстрелялся. Опыт, переданный соседями, принес большую пользу. Подразделение совершило не одну сотню боевых вылетов и успешно выполняет все боевые задания.

Совещание боевого актива состоялось и в части, где комиссаром т. Моржерин. Оно было посвящено прицельному бомбометанию ночью с легких бомбардировщиков. Выступили 12 человек. Стрелки-бомбардиры тт. Рубан, Зайцев, Семенов, летчик Слукин выдвинули ряд ценных предложений. Они рассказали о применяемых ими способах прикрепления ракеты ПАР-13, о методах ухода от цели под огнем ЗА, о том, как выбирать маршрут подхода к цели, чтобы избежать зенитного обстрела и точно выйти на об’ект.

Такая форма учебы в боевых условиях дала положительные результаты и поэтому все авиационные части фронта использовали ее для лучшего изменяя боевой техники.

Командирским занятиям раньше уделяли мало внимания. «Война, не до учебы», – вот обычный ответ, который можно было услышать от многих командиров. Приказ товарища Сталина показал необходимость изучения военного искусства. Поэтому перед командованием частей была поставлена задача – использовать свободное время для командирской учебы. Партийные организации мобилизовали личный состав на то, чтобы этому важному делу было отведено подобающее место. Коммунисты сделались застрельщиками и повели за собой остальных.

Сейчас во всех частях налажены командирские занятия. Каждый день отводится 2 часа на военное совершенствование командного и начальствующего состава. Изучаются самые важные вопросы боевой работы, наиболее актуальные для той или иной части.

Но мало провести занятия и успокоиться на этом. Надо добиться усвоения пройденного каждым летчиком и техником, умения применить эти знания в боевой практике. Для этого в части проводятся зачеты, где учитывается не только теоретическое знание вопроса, но и умение использовать теорию в бою.

Результаты учебы не преминули сказаться. В одной бомбардировочной части основной упор был сделан на вопросы бомбометания. После таких занятий повысилась эффективность бомбардировок. За последнее время часть за эту работу получила 4 благодарности от наземного командования.

Обучение производится не только в часы, отведенные расписанием. Каждый опытный летчик старается помочь своему молодому товарищ. Однажды сержант Кудрявцев (подразделение, где комиссаром Варакин) при посадке поломал машину. Об’яснялось это тем, что он не присмотрелся к рельефу аэродрома, не приобрел уверенности при посадке. Коммунист майор Соболев решил помочь Кудрявцеву. Он неоднократно дружески разговаривал с ним, изучал его посадку, демонстрировал посадку сам. Кудрявцев вскоре стал образцовым летчиком. «Ни на одном занятии, – говорил он потом секретарю партбюро, – я не нашел того, что получил из дружеских бесед с майором Соболевым».

Такая индивидуальная работа опытных летников очень помогает молодежи в овладении авиационной техникой. Поэтому партийные организации используют членов групп боевого актива для работы с молодыми летчиками, штурманами, техниками.

Боевая обстановка часто требует знания смежных профессий. На это также было обращено внимание в частях. Летчики изучали штурманское дело, а штурманы, стрелки-бомбардиры – управление самолетом. Благодаря этому удары нашей авиации по врагу стали еще сильнее.

Насколько важно изучение смежных боевых профессий, показывают следующие примеры. При выполнении боевого задания над целью был убит пилот комсомолец Шайдулин. Стрелок-бомбардир коммунист Рослых, овладевший управлением самолета, несмотря на то, что сам был ранен в ногу, повел машину и благополучно долетел до своего аэродрома. Младший лейтенант комсомолец Бейзегитов и сержант комсомолец Матис повали в лучи прожектора. Разрывом зенитного снаряда Бейзегитов был контужен. Штурман Матис взялся за управление, выравнял самолет и держал его на курсе до прихода в сознание пилота. Потом они по очереди вели машину и, выполнив задание, возвратились на свою территорию.

Застрельщиками в изучении смежных профессий явились коммунисты и комсомольцы. Они показывали пример беспартийным, воодушевляли их.

Военная учеба летчиков и техников, военно-техническая пропаганда преследуют основную цель – повышение боевого мастерства, необходимого для борьбы с врагом, Темы подсказывает сама жизнь. Недавно летчики одного подразделения провели бой, в результате которого три наших истребителя сбили 6 «Мессершмиттов». Во всех частях был проведен тактический разбор этого боя, о его характерных особенностях было рассказано летчикам.

В одной из частей восстановили трофейный самолет «Ме-109ф». Летчики части облетали его, провели несколько учебных боев с нашими истребителями и в результате этого еще лучше изучили, как на нашей материальной части бить ату марку фашистского самолета.

Когда в одном из подразделений не заладилось с эксплоатацией вооружения самолетов, были использованы лучшие оружейники Антонов и Петров. Они показали на пушках и пулеметах причины неполадок и способы их устранения. Об устранении неисправностей в регуляторе оборотов винта рассказал агитатор техник Мишихин.

В этом же подразделении комсомольская организация ведет учет выявленных недостатков в технике пилотирования, в тактике боя, в эксплоатации материальной части. По каждому отдельному вопросу специально выделенные комсомольцы получают консультации у командования или у инженера полка. После этого проводится лекция или беседа, которая помогает устранить этот недостаток. Кроме того, комсомольская организация выпускает бюллетени, в которых делаются выводы по этим же вопросам. Например, первый номер бюллетеня был посвящен вопросу связи в воздухе и установке блоков. Короткие статьи и выводы по замеченным недостаткам написали стрелки-радисты Князев, Новиков и старший лейтенант Розаев. В следующих номерах были подняты вопросы о бомбометании по переправам, устранении непроизвольной стрельбы в воздухе и о воздушных боях с самолетами противника.

Товарищ Сталин перед всей Красной Армией поставил задачу – учиться военному делу, учиться настойчиво, изучить в совершенстве свое оружие, стать мастерами своего дела. Только так можно научиться искусству побеждать врага.

В дни ожесточенных боев с ордами Гитлера, рвущимися на восток, это указание товарища Сталина является особенно важным и обязательным для всего летно-технического состава.

Батальонный комиссар В. Ребров.
Действующая армия.