Заболотский Михаил Васильевич

Топалер Анатолий Семенович

Ложечников Андрей Александрович (автор)

Герой Советского Союза подполковник А. Ложечников 

Штурмовик в роли бомбардировщика
// Сталинский сокол 17.07.1942

Из опыта действий на «ИЛ-2»

Штурмовой самолет «ИЛ-2» − славное творение советской авиации. За год отечественной войны он показал себя с наилучшей стороны. Немцы испытывают страх перед «ИЛ’ам», ибо на собственной шкуре проверили силу его огня. Наши летчики уважают и любят «ИЛ».

Казалось, что за год войны мы всесторонне изучили «ИЛ», максимально использовали всю его боевую технику. Однако последние бои наших подразделений с танковыми и моторизованными войсками наступающего противника вновь продемонстрировали богатейшие возможности «ИЛ-2», не только как грозного штурмового самолета, но и мощного дневного бомбардировщика ближнего боя.

Наш штурмовик обладает хорошей бронезашитой, могучим артиллерийским вооружением. Он располагает солидной нагрузкой бомб. Все это позволяет «ИЛ’у» наносить вражеской технике, в особенности танковым войскам немцев, а также живой силе противника значительные потери.

Следовательно, долг наших авиационных командиров − использовать свою боевую технику с максимальным эффектом, увеличить силу наших дневных бомбардировочных ударов по противнику. В этом смысле наряду с таким замечательным самолетом, как «Пе-2», видную роль играет «ИЛ-2».

Штурмовик поражает врага с бреющего полета с малых и средних высот. У некоторых летчиков и командиров существовало мнение, что штурмовик действует главным образом на бреющей высоте. Но это неверно. Все зависит от обстановки, от характера цели, местности и т. д. Это тем более верно, когда мы поставили перед собой задачу поднять эффективность наших бомбовых ударов, увеличить их силу.

Не всегда следует применять бреющий полет. Если, например, итти бреющим от аэродрома и до цели по незнакомому району, то в этих условиях трудно точно выйти на цель. А поиск цели увеличивает время пребывания под огнем противника. Наряду с этим усложняется и бомбометание, ибо с бреющего надо применять бомбы замедленного действия, что не всегда эффективно.

Летчики подразделения, где командиром Герой Советского Союза майор Топалер, подходят к цели на высоте 800—1000 м, затем пикируют до 600 метров и выпускают снаряды. Далее на высоте 400—500 метров они переходят на горизонтальный полет и ведут бомбометание бомбами мгновенного действия, затем переходят на бреющий и поливают противника пушечно-пулеметным огнем.

Подобным методом действовала по переправе врага группа самолетов этого подразделения, возглавляемая старшим лейтенантом Заболотским. «ИЛ’ы» подошли к переправе на высоте и без прикрытия истребителей. Немцы открыли огонь по нашим самолетам. Одно звено поодиночно пикировало на зенитки и подавило их. После этого шестерка получила возможность пикировать до 600—500 метров и выпустить снаряды, затем отбомбиться и обстрелять переправу с бреющего. В результате уже с первых ударов «ИЛ'ов» переправа была раз рушена.

Могут указать, что действия с высот лишают «ИЛ-2» одного из главных преимуществ − внезапности: на высоте быстрее обнаруживаешь себя. Но зато это компенсируется возможностью бомбометания с пикирования и противозенитного маневра. Пикирующий самолет, да еще ведущий в этот момент огонь, весьма трудно поразить их зенитки. Пикирование увеличивает скорость, что позволяет быстрее уходить.

Подразделение майора Топалера, действуя подобными методами, достигло немалого результата. За две недели боев с наступающими гитлеровцами подразделение сделало более 240 вылетов и уничтожило до сотни танков, около 300 автомашин, более 40 огневых точек врага, 4 самолета, разрушило 3 переправы, истребило и рассеяло до 3500 гитлеровцев. За все это время подразделение потеряло лишь 2 самолета.

Широкие возможности «ИЛ-2» подтвердило происходившее на-днях у нас в части совещание актива по обмену опытом, где обсуждался также и боевой опыт подразделения майора Топалера. Вместе с тем в выступлениях наши летчики-штурмовики подсказали много нового для дальнейшей работы «ИЛ а» на средних высотах.

Какая высота наиболее выгодна для действий «ИЛ’а»? Шаблонного ответа быть не может. Все зависит от обстановки.

Весьма выгодной является высота в 300 м, дающая возможность сочетать элемент внезапности с точным огнем. Не только на бреющем полете обеспечивается внезапность. Основное здесь будет зависеть от авиационных командиров, от их уменья применять хитрость, новые тактические приемы в полете на высоте. Командир авиационной части обязан творчески подходить к выполнению каждого боевого задания, действовать не по трафарету, но с каждой операцией обновлять и пополнять свой тактический опыт.

Для того чтобы достичь внезапности во время действий с высот, нельзя забывать об одном важном условии. При полетах на боевые задания надо обязательно каждый раз менять маршруты, давая летчикам в каждом случае характерные ориентиры.

Опыт подсказывает, что эффективное прицеливание на штурмовике начивается с высоты 600 метров и ниже. Именно в этом диапазоне, как указывают наши опытнейшие летчики, снаряды дают наибольшее поражение. Хороший результат дает бомбометание со взрывателями мгновенного действия при бомбометании с высот 250—300 метров. Действовать над целью можно двумя группами: одна идет выше на 500—600 метров и сковывает врага и его зенитные средства, вторая группа на высоте 300 метров бомбит с уходом от цели на бреющем. Некоторые летчики применяют подход к цели на бреющем с выскакиванием на цель − этот метод мы считаем нецелесообразным.

Во время стрельбы и бомбометания опять-таки требуется тактическое уменье, хитрость. Летчик обязан поразить цель. Для этого он должен использовать разнообразные приемы, маневрировать, затруднять этим огонь зенитчиков, обмануть их и точно сбросить свой бомбовый груз на противника.

Важное значение имеет правильное использование боеприпасов. Необходимо в каждом отдельном случае подбирать вариант бомбовой нагрузки, дающий наибольшее поражение данной цели, и делать ее предельной но весу.

Проведенные бои с воздушным противником показали, что наш «ИЛ-2» обладает большими возможностями активной обороны при нападениях на него потребителей. За последние две недели летчики-штурмовики нашей части сбили в воздушных боях по крайней мере 4 «Ме-109», что подтверждает возможность успешно отражать атаки противника. Во время нападений «Мессершмиттов» на группу наших штурмовиков, последние рассредоточивались по фронту, попарно маневрировали, прикрывали хвосты друг другу и уходили на свою территорию.

В глубине своей территории «ИЛ’ы» могут принять бой, став в круг. В этом случае при атаке одного из наших самолетов «Мессершмитты» попадают под мощный огонь «ИЛ’ов». Такой круг на бреющем полете, кроме того, затрудняет пикирование для противника.

Большое значение в действиях «ИЛ’ов» на высотах имеет истребительное прикрытие. Практика подсказала нам, что чем больше истребителей сопровождает «ИЛ’ов», тем эффективней последние выполняют свою задачу. Летчики высказываются за то, чтобы истребители сопровождения действовали более активно и при отходе от цели штурмовали зенитки, которые бьют «ИЛ’ам» в хвост. Кроме того, целесообразно для прикрытия выделять две группы истребителей: одну − для ведения воздушного боя, а другую − для непосредственного охранения «ИЛ’ов».

Тактические возможности наших «ИЛ’ов» весьма многообразны. Мы указали лишь часть их. Обязанность авиационных командиров − активно использовать все тактико-техническое богатство «ИЛ’а», непрерывно совершенствовать приемы и методы борьбы, нанося немецким захватчикам все больший урон и этим ускоряя их гибель.

Герой Советского Союза подполковник А. Ложечников.