Кротов Михаил Федорович (автор)

Майор М. Кротов 

О некоторых приемах врага в боях под Воронежем
// Сталинский сокол 17.07.1942

Крупнейшим танковым боям, происходящим в районе Воронежа, сопутствуют не менее ожесточенные схватки в воздухе, где с обеих сторон принимают участие значительные силы авиации.

Наблюдая за действиями немецкой авиации на нашем фронте в течение последних 10–15 дней, приходишь к выводу, что фашисты по сравнению с прошлым годом почти не изменили своих оперативно-тактических принципов использования авиации, но вместе с тем применили некоторые новые приемы в воздушной борьбе.

Немецкое командование обычно массирует воздушные силы на одной узком участке в направлении главного удара. Цель противника – сосредоточить большое число истребителей и бомбардировщиков даже за счет оголения некоторых других участков, чтобы количественным превосходством добиться на данном направлении господства в воздухе и тем обеспечить успех своим наземным войскам. Подобный метод не нов, мы сталкивались с ним уже не раз за год отечественной войны. Ответом на него должен быть быстрый свой маневр, чтобы противопоставить не только число числу, но и превосходящие по количеству силы, уменье быстро нанести удары по неприятельским авиабазам и воздушному прикрытию.

Попрежнему большое внимание уделяют немцы разведке. Ее ведут как одиночные бомбардировщики и истребители, так и целые группы самолетов. Развита разведка в паре. Ежедневно можно регистрировать десятки вылетов, особенно истребителей, которые ходят на разных высотах, пытаясь вскрыть движение наших колонн, базирование авиации и т. д. В большинстве случаев разведка проводится с попутным бомбометанием и обстрелом из пулеметов населенного пункта, станции, лесочка, дороги, места предполагаемого аэродрома, иначе говоря, идет «прощупывание» цели. Особенно «вьются» «Мессершмитты» у наших железных и шоссейных дорог и посадочных площадок. В этом направлении фашисты проявляли высокую активность. Их истребители «Ме-109», «Ме-109ф», а также «Ме-110» по одному, два, три и даже более крупными группами по 8–10–12 самолетов рыскали над дорогами, высматривали, не движутся ли там наши танки, – автомобили, пехота, и в ряде случаев «храбро» гонялись за отдельными машинами. Сейчас пыл фрицев не только остыл, ибо в результате происходивших крупных воздушных боев немцы понесли большие потери.

Как и в прошлом году, бомбардировочная авиация врага совершает налеты группами и в одиночку. Состав групп колеблется от 3–4 до 25–30 и более самолетов, идущих теперь под сильным прикрытием истребителей. Налеты массированные, эшелонированные. Немцы бомбят населенные пункты волнами по нескольку раз в день. При этом бомбардировкам подвергаются села и города, не имеющие никаких военных объектов. На-днях один такой небольшой городок на берегу реки в течение двух дней подвергался ожесточенным разрушительным налетам больших групп «Юнверсов-88» и «Хейнкелей-111».

Во время воздушных нападений немцы применяют следующий метод. Впереди бомбардировщиков идет группа истребителей. Ее задача «прочесать» воздух, проверить, нет ли наших истребителей, и в случае встречи завязать с ними бой, сковать их и тем самым открыть дорогу своим бомбардировщикам. Подобный случай имел на-днях место. Над одним из населенных пунктов патрулировала семерка «ЛАГГ'ов». Вдруг появилась группа «Ме-109», которая втянула «ястребков» в бой, связала их всех. А в это время подошла группа фашистских бомбардировщиков и беспрепятственно обрушила бомбы на населенный пункт. В данном случае наши «ястребки» не раскусили уловки врага и ввязались в бой с «Мессерами». В подобных случаях, когда идет смешанная группа вражеских самолетов, обязанность наших истребителей не вступать в бой с немецкими истребителями, а наносить удар по бомбардировщикам, уничтожать их.

Известно, что фашистские истребители любят нападать главным образом исподтишка. И в нынешнем своем наступления немцы широко применяют именно такую тактику. «Мессершмитты» ходят на большой высоте, часто за облаками и, завидев нашего «ястребка» либо «ИЛ», атакуют, вывалившись неожиданно из облака.

Весьма распространен у немцев метод воздушных засад. Делается это нередко для блокировки наших аэродромов и подлавливания самолетов, возвращающихся с заданий. Группа «Ме-109» часто забирается на высоту 1500–2000 метров со стороны солнца и там барражирует. Заметив один наш самолет или несколько, эта группа выходит из засады и начинает «клевать». Так, недавно у одного населенного пункта полдня действовала такая засада. Десятка «Ме-109» попеременно нападала то на наших штурмовиков, то на пикировщиков, шедших на задание. Излюбленный прием фашистских летчиков – бить по самолетам в момент их посадки. На-днях один из наших летчиков-штурмовиков, зазевавшийся во время посадки и не заметивший идущих за ним «Мессеров», поплатился повреждением хвоста.

Немецкие истребители охотятся за нашими штурмовыми самолетами. Учитывая трудности нападения на наших штурмовиков, немцы организуют в районе действий штурмовиков патрулирование своих истребителей даже в 3 яруса.

Замечено, что немцы усиленно прикрывают друг у друга хвосты в полете, особенно когда идут большими группами. Для этого каждая пара маневрирует змейкой, чтобы избежать внезапной атаки сзади. Фашисты иногда имитируют в полете воздушный бой. Несколько дней назад мы наблюдали подобную инсценировку воздушной схватки в большой группе «Мессермиттов».

Уловки фашистских разбойников быстро разгадывают наши летчики и парируют их своими приемами борьбы, о чем свидетельствуют хотя бы результаты воздушных боев. Ежедневно в большом количестве происходят на нашем фронте схватки советских истребителей с немецкими. И ежедневно немцы недосчитывают многих своих «ассов» и машин. В отдельные дни немцы теряли на нашем участке по 20 и 40 истребителей и бомбардировщиков. Высокая боевая активность наших «ЯК’ов», «ЛАГГ’ов» и их искусство заставили сейчас немцев не только стать осторожней в воздухе и сократить свою активность, но даже на некоторых участках вовсе замолчать, ретироваться. Как ни изворачивается, ни хитрит враг, ему не удается и не удастся стать хозяином в воздухе.

Майор М. Кротов.