Вильк Николай Павлович

Воронин

Клемято Владимир Афанасьевич

Струменчиков Василий Кузьмич

Трусов Яков Кириллович

Червец Илья Аркадьевич

Бобров Николай Николаевич (автор)

* * *

Принадлежность:

30 ПАМ

Интендант 2-го ранга Н. Бобров 

Завод на колесах
// Сталинский сокол 17.07.1942

В районе Н-ской станции, на железнодорожных путях, около рощицы, стоит эшелон товарных пульмановских вагонов. Под насыпью, на примятой траве лежат поврежденные в боях «МИГ’и», «ЯК’и» и «ЛАГГ’и». Тут же на лужайке бойцы заканчивают ремонт истребителя, наводят последней глянец на восстановленные агрегаты и детали.

Эти подвижные авиамастерские, своего рода завод на колесах, возглавляют инженер-майор В. Струменчиков и батальонный комиссар В. Клемято.

В хвосте поезда сложены на земле, на деревянных пирамидах, поврежденные моторы. Моторы поступают в вагон, где их разбирают; в следующем – все детали промывают бензином и годные пускают в ремонт; те же, которые уже явно не могут быть восстановлены, отправляют в лом. Так из вагона в вагон «путешествуют» детали; в предпоследнем вагоне они концентрируются, и здесь производятся окончательная сборка и регулировка мотора.

Специфические условия работы в вагонах, где строго лимитирована площадь, побудили рационализаторов мастерских задуматься над конструктивной переработкой громоздких приспособлений.

Так, например, гидропресс для испытания масляной системы весит 80 кг, имеет об’ем в ¼ кубического метра с вылетом рукоятки на ½ метра. Его обычно переносили из вагона в вагон два бойца. Старший техник лейтенант Я. Трусов сконструировал миниатюрный гидропресс. Такие прессы, прикрепленные к стене, установлены теперь во всех вагонах цеха. Это сэкономим о площадь и устранило тяжелую транспортировку.

Другой основной цех мастерских – тот, где ремонтируются самолеты. Этот цех не имеет помещений. Ремонт производится под открытым небом, около поезда, на близлежащих действующих аэродромах и главным образом на фронтовых аэродромах, куда выезжают ремонтные бригады с необходимыми инструментами и материалами.

От инженера-капитана И. Червеца, главного инженера мастерских, узнали мы о замечательной работе ремонтной бригады механика Вильк. Бригада восстановила в июне пять самолетов на аэродроме, расположенном в 12 километрах от линии фронта, под артиллерийским обстрелом противника.

Мастерские обогатились новым цехом, ремонтирующим металлические винты. В пульмановском вагоне стоит пятитонный пресс, на котором правят погнутые лопасти. Те же винты, которые погнуты в комлевой части и не поддаются холодной правке, подвергают отжиму в селитровой ванне; после правки производят термическую обработку – закалку. В мирное время такие сильно согнутые винты отправляли в переплав. Военная обстановка опровергла старые взгляды. Практика показала, что эти винты можно с успехом ремонтировать.

Большую работу ведет цех вооружения. Он освоил ремонт всех видов авиационного оружия. Очень интересна смонтированная здесь синхронная установка, позволяющая пристреливать пушки и пулеметы в самом вагоне сквозь вырезанное в стене окошечко, куда направлен ствол. Синхронная установка дает возможность монтировать на самолет уже проверенное и пристреленное оружие. Автор ее – техник-лейтенант Воронин.

Личный состав мастерских стремится выполнить приказ товарища Сталина – дать для фронта, для победы как можно больше самолетов и моторов. За первое полугодие 1942 года мастерские передали действующим авиачастям самолетов на 83 проц. и моторов на 78 проц. больше плана. Ежемесячно перевыполняя план, мастерские в социалистическом соревновании ремонтной сети воздушных сил Западного фронта вышли на первое место и завоевали переходящее красное знамя БВС КА.

Интендант 2-го ранга Н. Бобров.