Рязанцев

Чубуков Константин Михайлович (автор)

Подполковник И. Чубуков 

Разведка об’ектов
// Сталинский сокол 24.07.1942

У нас иногда, складывалось неправильное понятие о воздушной разведке. Считалось достаточным произвести один вылет, во время которого об'ект находили, просматривали и на этом успокаивались. Но практика, показала, что, обнаружив цель, необходимо установить за ней систематическое наблюдение, ни в коем случае не терять ее из поля зрения и до конца разгадать намерения врага.

Например, несколько эшелонов, обнаруженных на той или иной станции, еще мало о чем говорят. Нужно знать, что прибыло в этих эшелонах, для какой цели и на какой участок фронта будет переброшено. Равным образом ничего не говорят обнаруженная колонна в несколько десятков, а может быть и сотен крытых автомашин, если не установлен характер груза и его назначение. Смелые разведчики легко раскрывают, что именно перевозится в машинах или вагонах. Требуется только произвести несколько атак пулеметно-пушечным огнем или бомбардировать обнаруженную цель.

Вскрыть группировку войск противника в населенном пункте или лесистой местности – задача, безусловно, нелегкая, и выполнять ее нужно искусно. Опытные экипажи «прочесывают» участок леса или населенный пункт огнем.

Молодые разведчики обычно считают, что наиболее трудно разведать аэродром противника. Однако, если умело разработать подход к цели с использованием высот, метеоусловий, солнца, времени суток, местности и т. д., то зенитная артиллерия и даже истребители противника не смогут оказать противодействие, и необходимые сведения, бесспорно, будут добыты.

Приведем любопытный случай разведки вражеского аэродрома. Экипаж лейтенанта Рязанцева подошел к аэродрому за облаками. Зная по расчету времени, что они над целью, разведчики вышли из облаков на высоте 1800 метров и, став в круг с ходившими там немецкими бомбардировщиками, произвели детальную визуальную и фоторазведку об’екта. Истребители противника не взлетели, зенитки огня не открыли: наш самолет приняли за свой. Экипаж отлично выполнил задание. На поле было обнаружено свыше 50 самолетов.

Обычно при визуальной разведке и фотографировании аэродромов тщательно изучаются подходы к ним, линия фронта пересекается на высоте от 4 до 6 тысяч метров или за облаками. Подход производится с тыла либо со стороны солнца. Фотографирование осуществляется на принципе внезапности с одного захода на высоте, обеспечивающей масштаб с’емки от 60 до 80 метров в сантиметре.

Если немцы раньше не особенно тщательно маскировали летные поля и материальную часть, то финны, наоборот, всегда искусно применяли маскировку. Однажды наши летчики подошли к аэродрому финнов на высоте 5000 метров, откуда контуры его были хорошо видны. Но для детальной разведки следовало снизиться. Потеряв высоту в стороне, экипаж вышел на аэродром уже на высоте около 2000 метров. К своему удивлению, вместо аэродрома разведчики увидели деревню с небольшой речушкой с дорогой. Это было результатом маскировки.

Отличное знание методов и приемов разведки имеет исключительное значение и при разведке наземных войск противника. Наблюдение за дорогами необходимо нести полетом с тыла. В этом случае части противника нередко принимают самолет за свой, и зенитки, как правило, молчат, а если и открывают огонь, то лишь тогда, когда разведчик уже выполнил свою задачу и уходит.

Очень выгодно к двигающейся колонне подходить на планировании и со стороны солнца. Этот метод дает положительные результаты, особенно при разведке мотомехколонн, так как из-за шума автомашин, бронемашин и танков приглушенный мотор самолета противнику обычно не слышен.

Разведка пехоты, как правило, внезапной быть не может. Служба оповещения обычно своевременно предупреждает о появлении самолетов, и колонна быстро рассредоточивается. Поэтому лучше всего полет производить в стороне, идя параллельно дороге на высоте 1500–2000 м. При современной подвижности войск и умелом маневрировании наземных и авиационных частей разведывательные данные быстро стареют. Поэтому целесообразно держать на аэродроме подготовленные группы самолетов, чтобы, получив от разведчиков сведения, быстро нанести удары по противнику. О месте и положении цели разведчик обязан передавать данные из района, наблюдения по радио. В этом случае воздействие на цель обычно бывает эффективным. На одном аэродроме противника воздушная разведка обнаружила до 60 самолетов. Сведения об этом были переданы по радио, и через 50 минут штурмовики и истребители совершили налет. В результате половина вражеских машин была уничтожена на земле и сбита при попытке взлететь.

За время войны мы получили богатый опыт разведки разных об’ектов и целей. Изучение этого опыта – серьезная задача разведывательных частей ВВС Красной Армии.

Подполковник И. Чубуков.