Марковцев Степан Харитонович (автор)

* * *

Принадлежность:

503 шап

Командир эскадрильи капитан С. Марковцев 

«ИЛ-2» в борьбе с «Мессершмиттами»
// Сталинский сокол 24.07.1942

Прекрасный советский самолет «ИЛ-2» – грозное средство в борьбе с наземными войсками и техникой противника. Немцы, испытав на собственной шкуре губительное воздействие наших штурмовиков, выделяют сейчас специальные воздушные группы для борьбы с «ИЛ'ами». В частности, в районе Воронежа над нашими дорогами и аэродромами, так же как над местами движения немецких танковых войск и переправ нередко рыщут «Мессершмитты», охотящиеся за штурмовиками. Немцы стараются подловить «ИЛ-2» на взлете или посадке либо подстеречь на маршруте.

Опыт последних боев позволил нам, летчикам-штурмовикам, распознать некоторые приемы борьбы «Мессершмиттов» с «ИЛ’ами» и найти нужные контрмеры.

У отдельных летчиков существует мнение, будто во всех случаях, когда «Мессершмитт» атакует «ИЛ», нужно итти на посадку. Немедленная посадка не спасает машину, ибо истребитель имеет возможность уничтожить ее и на земле. Практика подсказывает нам, что «ИЛ» не только способен уйти от «Мессершмиттов» на свою территорию, но и может сражаться с воздушным врагом.

Штурмовику, атакованному истребителем сзади, я бы дал такой совет: прежде всего надо сбавить скорость (сделать энергичную горку с убранным газом). «Мессершмитт», идущий на полной скорости, проскочит и после этого должен отвалить для нового захода. Если противник после атаки заходит на повторную, следует развернуться в ту же сторону, что и он, стремясь зайти под него на бреющем. «Мессершмитт» будет искать самолет на том же курсе, а его там уже нет.

Может случиться, что «Мессершмитт» не потеряет штурмовика из виду. Но угол для атаки будет слишком крутой, а «Мессершмитты» боятся атаковать нас на малых высотах, ибо могут врезаться землю. Заходы истребителя для повторения атак отнимают у него время и дают возможность штурмовику выйти на свою территорию.

Немцы нередко пытаются взять наш «ИЛ» в «клещи». Прием этот заключается в следующем: несколько «Мессершмиттов» нападают на «ИЛ» – по одному «Ме-109» идут с боков, а два атакуют сзади и сверху. В этом положении летчику-штурмовику опять-таки следует сделать горку с убранным газом. Атакующий вражеский истребитель проскакивает мимо, и это, позволяет «ИЛ’у» сразу же прижаться к земле и уходить, меняя курс.

Зарегистрировано немало случаев, когда немцы атакуют «ИЛ’ов» в строю. В этих условиях мы поступаем так. Штурмовик, которого атакуют, вырывается вперед метров на 50 и сбавляет газ. «Мессер» не пойдет за таким «ИЛ’ом», ибо подставит свой хвост под огонь сзади идущих штурмовиков. Когда, вражеские истребители начинают атаковать следующий самолет, он повторяет маневр предыдущего. Это дает выигрыш во времени. Возможно, что «Мессершмиттам» и удастся выпустить часть своего боекомплекта по штурмовикам, тем не менее степень поражения будет невысокой, ибо огонь им приходится вести по всей группе атакуемых самолетов.

Если фрицы нападают на одного из ведомых, другой отстает, уходит в сторону со снижением, а затем сам атакует врага сзади.

Нередко группа «ИЛ’ов», пролетал над своей территорией, замечает истребителей врага. Если самолетов не меньше пяти, они могут встать в круг. При меньшем количестве слишком большими будут дистанции между машинами и крен.

Мне пришлось пронести несколько боев с «Мессершмиттами-109», причем двух удалось сильно повредить и один сбить. Опыт показывает, что «ИЛ’у» не страшна лобовая атака «Мессершмитта». Крепкая броня и мощный лобовой огонь дают возможность штурмовику даже при встречах с группой вражеских истребителей бить ведущего и уходить с маневром. В бою с «Мессершмиттами» желательно подходить на сокращенную дистанцию – 100 метров и даже меньше. В этом случае, поймав врага в прицел с ракурсом, можно безошибочно поразить его. Именно на такой дистанции мне удалось сбить «Мессершмитт».

Немцы часто пытаются пристроиться к нашим самолетам, когда, они возвращаются на свой аэродром. Гитлеровцы незаметно примыкают к группе штурмовиков и во время посадки атакуют их. Недавно был такой случай: к нашему аэродрому пришел «ИЛ» из другой части. Не осмотревшись, он сразу же пошел на посадку. В этот момент его подловили два «Мессершмитта» и повредили машину. Наряду с этим вражеские истребители обнаружили расположение аэродрома.

Мы сделали из этого вывод: если идешь без прикрытия истребителей, нельзя садиться сразу на аэродром. Я, например, при подходе к своей площадке сначала делаю полный круг и осматриваю воздух. Когда же летит группа «ИЛ’ов», то они змейкой обходят аэродром и, только убедившись, что им ничто не угрожает, идут на посадку.

В случае опасности можно взять курс на аэродром истребителей. Если там барражирует патруль, он атакует «Мессершмиттов» и обезопасит посадку штурмовиков. Наконец, можно имитировать приземление; подойти к какой-нибудь площадке, выпустить шасси, пойти на посадку, а затем на бреющем полете скрыться, уйдя на свой аэродром.

Разумеется, нельзя борьбу с «Мессершмиттами» вести, то лишь силами самих штурмовиков. Надо стараться во всех случаях достаточно крепко прикрывать «ИЛ’ов». Разработка тактики прикрытия и способы его осуществления – дело прежде всего самих истребителей. Но мы, штурмовики, также можем дать несколько советов.

Как, к примеру, прикрывать штурмовиков во время налетов на аэродромы противника? Когда «ИЛ'ы» атакуют аэродром, наши истребители часто виражат над ними на высоте 800–1200 метров. Делается это для прикрытия от нападения вражеских истребителей сверху. Формально как будто верно, но если разобраться поглубже, то так прикрывать нецелесообразно. Опыт убедил, что немцы обычно защищают аэродром зенитным огнем и настолько сильным, что ни один «Мессершмитт» в этот момент не отваживается атаковать нас с пикирования, иначе он попадет под огонь своих зениток. Отсюда мы делаем вывод, что истребителям лучше всего барражировать в стороне, у границы аэродрома, где обычно немецкие истребители поджидают нас, когда мы выходим из атаки. Врт здесьто и требуется прикрытие истребителей. Это, кроме всего, выгодно и для самих «ястребков», ибо, ожидая штурмовиков у границы аэродрома, они избегают зенитного огня.

На маршруте желательно, чтобы истребители размещались эшелонировано по высоте, со стороны солнца. Это избавляет штурмовиков от внезапного нападения фашистов со стороны солнца, так как последние прежде всего натолкнутся на истребителей. А заходя против солнца, немцы будут быстрее обнаружены.

В этой статье я не претендую на исчерпывающее изложение всех вопросов, связанных с обороной «ИЛ-2» при нападении на него немецких истребителей. Но из приведенного видно, что советский штурмовик, кроме других замечательных качеств, обладает возможностями, которые позволяют ему эффективно отражать атаки вражеских самолетов и даже сбивать воздушного противника.

Командир эскадрильи капитан С. Марковцев.
Действующая армия.