Антоненко Алексей Касьянович

Байсултанов Алим Юсупович

Бринько Петр Антонович

Васильев Михаил Яковлевич

Голубев Виктор Петрович

Герасименко

Дмитриев Ефим Иванович

Кузнецов Анатолий Иванович

Цоколаев Геннадий Дмитриевич

Щеголев Николай Михайлович

Бурче Е. (автор)

* * *

Принадлежность:

ВВС КБФ

Инженер-майор Е. Бурче 

Крылатая гвардия краснознаменной Балтики
// Сталинский сокол 24.07.1942

В жестокой схватке с ненавистными фашистскими разбойниками наши бойцы, краснофлотцы, летчики, командиры и политработники творят чудеса храбрости, мужества и отваги.

Среди вооруженных сил Советского Союза, отбивающих бешеные атаки фашистских войск, большое место занимает наш военно-морской флот. Советские моряки на море, и на земле бьют фашистов, освобождая свою родину от гитлеровских мерзавцев. Морские летчики самоотверженно сражаются с воздушными немецкими пиратами.

Яркие примеры героизма и отваги показали в отечественную войну краснознаменный Балтийский флот и его крылатая гвардия – летчики, сражающиеся за город Ленина.

Приводимые короткие эпизоды по обороне Ленинграда характеризуют работу сталинских соколов орденоносной Балтики.

Долгие зимние ночи над огромным озером были полны жизни и движения. Бесконечной вереницей мчались машины по льду в сторону великого города, города-героя, мужественно отражающего натиск озверелых фашистских бандитов. В среднем до двухсот автомашин в час проходило по ледовой трассе, доставляя в Ленинград боеприпасы и продукты питания.

Потеряв за время войны свои лучшие авиационные кадры и, видимо, не имея летчиков-ночников, авиация фашистов по ночам бездействовала. Поток автомашин беспрепятственно мчался к городу Ленина на предельной скорости, при полном свете фар. Но едва начинало светать, как фашистские стервятники, крадучись, прячась за облаками, то в одиночку, то группами пытались прорваться на трассу, обстрелять, разбомбить или хотя бы задержать движение мощного потока, непрестанно вливающего новые жизненные соки в артерии города.

Прикрытие с воздуха уже вошедшей в историю ледовой трассы было возложено на гвардейский истребительный полк краснознаменного Балтийского флота.

Напрасны были бы попытки разыскать аэродром полка с воздуха. Даже, с небольшой высоты изощренный взгляд летчика лишь с трудом мог угадать, что вот здесь и вот там, может быть, стоят самолеты.

Но стоило прозвучать сигналу тревоги, как воздух сотрясался от гула множества мощных моторов и на поле вырывались тупоносые самолеты. Они взлетали низко-низко, чтобы не выдать своего гнезда, уносились над самыми деревьями и на достаточном удалении от аэродрома, круто взвивались вверх.

А через несколько минут поле опять становилось пустым и безжизненным. Только радио на командном пункте сообщало подробности уже закончившейся первой воздушной схватки. Затем в наушниках глухо звучало донесение, что подходит еще одна волна противника, и вслед за отрывистым «иду в атаку» радио смолкало.

Время на исходе. Горючее должно подходить к концу. Уже взлетели и скрылись истребители очередной смены, и вдруг из-за верхушек ближайших деревьев с ревом вырвался белый самолет, сделал над аэродромом горку, другую, круто развернулся и, выпустив шасси, пошел на посадку. И сразу озарились радостью лица техников, бегущих встречать самолет. Две горки – это значит сбиты два фашиста. Вслед за первой произвели посадку и остальные машины патруля. Прошли минуты, и вновь поле безжизненно, пусто до следующей смены воздушной вахты.

Боевой день закончен. Проводятся тщательные разборы каждого вылета, анализируются изменения в тактике воздушного противника, разбираются свои ошибки и вырабатываются все новые и новые тактические приемы. Многое из того, что говорилось сегодня вечером, завтра утром уже будет применено на практике.

В боях с врагом летчики гвардейского истребительного полка краснознаменного Балтийского флота показывают замечательные образцы мужества, геройства, беззаветной преданности родине. Уверенные в своем моральном и боевом превосходстве, летчики-гвардейцы настойчиво ищут встречи с противником и всегда смело навязывают ему бой.

Высокий уровень дисциплины, четкое управление в бою по радио, постоянная бдительность и осмотрительность в воздухе, а также крепкая товарищеская спайка и взаимная выручка дают возможность гвардейцам сокрушительно громить воздушного врага при минимальных собственных потерях.

Многие бои, проведенные летчиками гвардейского полка, наглядно показывают боевое мастерство и отвагу гвардейцев. Однажды шестерка балтийцев, патрулируя на высоте 2000 м, обнаружила 4 пары «Мессершмиттов». Летчики Цоколаев и Герасименко немедленно атаковали двух фашистов в лоб с последующим выходом с переворота в хвост. Оба вражеских самолета загорелись и упали. В это время в хвост к Цоколаеву стали заходить два других «Мессера». Это заметил летчик Щеголев. Немедленно действием всех огневых средств он отсек противника и затем, сосредоточив огонь на одном из «Мессершмиттов», сбил его на дистанции 50 метров. Сейчас же после этого летчики Щеголев и Кузнецов вступили в бой с тремя «Мессершмиттами». После трехкратной атаки был сбит еще один фашист. В процессе боя фашисты пытались отвлечь наши самолеты на свою территорию, но, потеряв 4 машины, рассыпались.

Едва группа «И-16» собралась после боя, как показались 15 «Ю-87». Пятерка наших истребителей устремилась на них. Фашисты построили было два оборонительных круга, но дружная атака на ближайший из них сразу же расстроила его. Каждый наш летчик, выбрав себе цель, атаковал ее. Враги начали панически сбрасывать бомбы на свои войска. Вскоре загорелся и упал один «Ю-87», атакованный летчиками Байсултановым и Дмитриевым, затем еще два, сбитые Цоколаевым и Герасименко. Через несколько секунд летчик Дмитриев скрытно подошел еще к двум «Ю-87» и, дав залп двумя снарядами, одновременно сбил обоих фашистов.

Боеприпасы на всех наших самолетах были уже израсходованы, но в воздухе еще оставалось второе кольцо «Юнкерсов». Тогда командир группы истребителей старший лейтенант Цоколаев повел свою пятерку в лобовую атаку. «Юнкерсы» ее не выдержали и, сбросив неприцельно бомбы, удрали на свою территорию.

В результате противник потерял 4 «Мессершмитта» и 5 «Юнкерсов», в то время как у нас был поврежден только один самолет.

Неоднократно фашисты пытались увязаться за нашими самолетами, чтобы проследить их до аэродрома, а затем поразить на земле, но им это никак не удавалось.

Расскажем о таком характерном случае. Два фашистских «охотника» вслед за нашими самолетами подкрались к аэродрому. О противнике дала знать находившаяся около аэродрома зенитная точка. Ведущий нашей группы лейтенант Голубев, у которого уже были выпущены шасси, немедленно развернулся на противника, и тому ничего не оставалось, как попытаться прибегнуть к излюбленному маневру «Мессершмиттов» – взмыть вверх. Однако этот «фокус» не вышел. Как мы уже говорили, наши летчики в целях маскировки подходили и уходили со своего аэродрома всегда на предельно малых высотах. Кроме того, в данном случае подкрадывавшийся немец должен был, чтобы не проскочить вперед, уравнять свою скорость с «И-16», летевшими с выпущенными шасси, а следовательно, не имел запаса скорости для быстрого ухода вверх. В результате тов. Голубев зажег ведущего «Мессера» с первой же атаки. Второй фашист заметался: не имея скорости, его машина вверх не шла, из-за малой высоты пикировать было некуда, в лобовую атаку немцы вообще итти боятся. Второго немца вскоре постигла участь первого.

Так сражаются с врагом летчики-балтийцы, защищая город Ленина, отстаивал свою родину.

Страна отметила высокой наградой заслуги летчиков полка. Четверо из них – Васильев, Цоколаев, Антоненко, Бринько – получили звание Героев Советского Союза. Многие летчики награждены орденами и медалями.

Высоко и гордо несет гвардейский истребительный полк ВВС краснознаменного Балтийского флота свое гвардейское знамя, прославляя его все новыми и новыми победами.

Инженер-майор Е. Бурче.