Герои публикации:

Павлович О.

О. Павлович 

Современные авианосцы
// Сталинский сокол 24.07.1942

Авианосцы – самый молодой класс военных кораблей. Они появились в составе военно-морских флотов крупных держав лишь в конце прошлой мировой войны, после того как боевая практика наглядно показала огромное значение авиации в действиях не только наземных, но и морских сил.

Инициатива в создании их принадлежат Англии. Одновременно с ней к строительству авианосцев приступили США и Япония. За 10 лет – с 1918 по 1928 год – крупные морские державы ввели в строй 13 кораблей этого класса, причем ни одного – специальной постройки. Все они были переделаны лишь из других военных кораблей, главным образом из недостроенных к концу мировой войны линейных крейсеров либо из судов торгового флота. Большинство этих кораблей имело большое водоизмещение – свыше 20000 тонн, причем по сравнению с тоннажем они отличались слабым зенитным вооружением, малой самолетоемкостью и недостаточной скоростью хода, особенно в сравнении с современными легкими надводными кораблями. Так, например, японские авианосцы «Нага» и «Акаги» (потоплены американцами в сражении у о-ва Мидуэй в июне этого года) при водоизмещении в 26900 тонн развивали максимальную скорость хода в 23 узла, несли на борту не больше 60 самолетов и были вооружены десятью 203-мм орудиями и двенадцатью 120-мм зенитными пушками, не считая зенитных пулеметов. Кроме того, у большинства этих перестроенных кораблей палубы почти не защищены, что делает их чрезвычайно уязвимыми для атак с воздуха. Нельзя забывать, что самый мощный авианосец, обладающий прочным, хорошо защищенным корпусом и большой живучестью, выводится надолго из строя, если разрушена его полетная палуба, без которой его главное вооружение – самолеты не могут взлетать и садиться.

Особое значение имеет для авианосца и скорость хода. Как правило, этот корабль должен быть на 2—3 узла быстроходнее лиикоров или крейсеров, в соединении с которыми он действует. Это необходимо для того, чтобы оп мог возмещать потерю во времени, которая вызывается необходимостью остановки для взлетов и посадок самолетов. Особенное значение приобретает скорость в том случае, когда соединение идет предельным ходом.

Фактически большинство перестроенных авианосцев представляло собою пловучие аэродромы, предназначенные для действия с крупными соединениями в качестве вспомогательных кораблей и не пригодные для самостоятельных операций. Но быстрое развитие авиации поставило по-новому и вопрос об авианосцах. Сейчас уже не подлежит сомнению, что авианосец – это не пловучий аэродром, а самостоятельный боевой корабль, главные, задачи которого заключаются в контролировании океанских коммуникаций, поддержке десантных операций и взаимодействии с военно-морскими силами. Развитие этой точки зрения привело к созданию авианосца специальной конструкции, отвечающего веем требованиям современного воздушно-морского боя. Строительство таких кораблей началось в 1931 г.

В 1933 г. вошел в строй японский авианосец «Риюдзио» водоизмещением в 7100 тонн, несущий на борту 25 самолетов и со скоростью хода в 25 узлов; через год вступил в строй американский «Рейнджер» в 14500 тонн, несущий 75 самолетов и со скоростью в 30 узлов; в 1937 г. японский флот пополнился еще двумя кораблями этого класса – «Сорю» и «Хирю», водоизмещением по 10050 тонн, самолетоемкостью в 40 машин в скоростью хода в 30 узлов; в том же году вошли в строй американские «Йорктаун» и «Энтерпрайз» по 19900 тонн каждый, несущие на борту по 100 самолетов и со скоростью хода в 34 узла. К этому времени в Японии находились в постройке еще 3 авианосца по 10050 тонн, в США – два корабля по 14700 тонн.

Английское адмиралтейство, бывшее инициатором строительства авианосцев после войны 1914—1918 гг., приступило к созданию эскадры этих кораблей специальной конструкции несколько позже. В 1938 г. вступал в строй «Арк Ройял» водоизмещением в 22000 тонн, несущий 60 самолетов и со скоростью хода до 32 узлов. Одновременно было заложено еще 5 кораблей этого класса, водоизмещением в 23000 тонн.

Германия заложила в 1936 г. 2 авианосца по 19250 тонн, но они до сих пор, как сообщает иностранная печать, не достроены.

В итоге к началу нынешней войны США имели в строю 6 авианосцев, Англия – 7 и Япония – 6.

Каковы тактико-технические данные современного авианосца специальной постройки? Морские державы строят корабли этого класса двух типов: водоизмещением до 10000 тонн в среднем и от 14000 до 26000 тонн. Но в конструкции всех новых авианосцев заложена от на идея – создание самостоятельного быстроходного боевого корабля с соответствующей ударной мощью и хорошей защитой. пригодного для самостоятельных и совместных с морской эскадрой наступательных и оборонительных операций. Большой интерес представляют собой английский корабль «Арк Ройял» и другие авианосцы последующей постройки, принимавшие участие почти во всех крупных операциях английского флота в текущей войне.

Водоизмещение «Арк Ройял» – 22000 тонн. Вооружение, состояло из шестнадцати 114-мм и четырех 47-мм зенитных пушек и нескольких восьмиствольных зенитных автоматов; это, несомненно, мощное зенитное вооружение, однако для борьбы с легкими надводными кораблями 114-мм калибр недостаточен. Американцы на своих новых авианосцах устанавливают 127-мм зенитную артиллерию, тоже и японцы. Мощность механизмов – около 110000 л. с., что обеспечивает скорость хода в 32 узла. Длина корпуса корабля – 230 м, ширина – 29 м, длина полетной палубы – 240 м, ширина – 25 м. Такие размеры палубы вполне достаточны для старта современных боевых машин с бомбовой нагрузкой и общим полетным весом до 5 тонн. Для старта используется не вся длина полетной палубы: здесь же производится частичная подготовка самолетов, прогрев и запуск моторов. Для самолетов с очень большим разбегом установлены 2 катапульты.

Для сокращения длины пробега при посадке на палубе есть приспособление – задерживающие тросы. Эти тросы растянуты поперек палубы от борта до борта на высоте до 20 см. Копны тросов проходят через ряд блоков и навиваются на барабан тормозной лебедки. В момент пробега колеса самолета, накатываясь на них и преодолевая их сопротивление, получают торможение. Благодаря этой системе посадка 9 самолетов на «Арк Ройял» занимала 11 минут.

На случай отказа тормозов и непроизвольных разворотов имеется аварийное средство: по бортам и в носовой части палубы перед посадкой самолетов устанавливается сетчатое ограждение.

Для облегчения выдерживания направления при посадке и на пробеге у англичан по всей длине летной палубы накрашены три широких белых полосы.

Все надстройки сконцентрированы в виде узкого «островка» на правом борту – здесь находятся дымоходы, мачты, рубки, мостик, посты управления. Под полетной палубой оборудованы один над другим 2 ангара, соединенные с ней лифтами для самолетов. На той же палубе, что и ангары, находятся мастерские и склады. На правом борту ангары сужены, так как здесь проходит дымоход. В ангарах самолеты стоят со сложенными крыльями. Под ангарной палубой размешены машинное и котельное отделения, склады горючего и боезапаса.

114-мм зенитная артиллерия размещена в выступающих гнездах сразу под полетной палубой. Так же оборудованы прожекторные установки, посты управления и зенитные пулеметы. Многоствольные автоматы стоят на палубе вплотную у надстройки. Таким образом, ничто не загромождает полетную палубу.

Бортовая броня по ватерлинии простирается на две пятых длины корпуса и прикрывает только жизненные части корабля; ее максимальная толщина, по иностранным данным, – 102 мм. Данных о бронировании палуб нет. На вооружении «Арк Ройял», как и других авианосцев, находятся разведывательные, штурмовые, истребительные, средние бомбардировочные и торпедоносные самолеты дальнего действия, специально сконструированные для небольшого разбега и сравнительно небольшого общего полетного веса.

Пилоты самолетов и авианосцев проходят специальную подготовку. Прежде чем попасть на него, они длительное время тренируются в производстве взлета и посадки на специально оборудованных «палубах» на сухопутных аэродромах. Затем производится вывозка с инструкторами уже непосредственно на кораблях. В американском флоте все морские летчики специально тренируются в технике посадки на небольшие площадки.

Опыт текущей войны на море показал широкие возможности использования авианосцев в любых морских операциях. Англичане применяли их для защиты коммуникаций и охраны судоходства, для прикрытия десантных операций в Норвегии, для действий против баз и побережья противника в Средиземном море. Война на Тихом океане показала исключительно большое значение этих кораблей на театрах огромного протяжения, где при помощи самолетов с авианосца оказалось возможным наносить крупный урон флоту противника, не вступая с ним в непосредственное боевое столкновение.

Ярким доказательством возросшего значения авианосцев может служить новая кораблестроительная программа США, предусматривающая постройку авианосцев общим водоизмещением в полмиллиона тонн, т. е. минимум 50 кораблей этого класса. По заявлению одного из представителей американских военно-морская кругов, опыт текущих военных действий показал, что эти корабли, не умаляя значения линкоров в качестве ядра флота становятся его «становым хребтом».

Вполне вероятно, что новое строительство авианосцев вызовет и нововведения в конструировании самолетов, предназначенных для размещения на этих кораблях. По мнению некоторых иностранных специалистов, на борту авианосца должны находиться наиболее действенные, т. е. самые скоростные и мощные, машины, причем оборудование самого корабля должно будет исключить всякую зависимость самолетов от условий старта и посадки.

О. Павлович.