Хмелевский Николай Григорьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

АДД

Полковник Н. Хмелевский 

По глубоким тылам противника
// Сталинский сокол 31.07.1942

Преступные заправилы фашистской Германии не раз болтали о недосягаемости их тылов для авиации противника. Однако действительность зло посмеялась над гитлеровскими авантюристами. Нынешняя война показала, что фашистская Германия находится под ударами с воздуха как с запада, так и с востока. В ней не существует так называемого «треугольника безопасности», т. е. территории, которая была бы недоступна для авиации. Радиус действия современных бомбардировщиков оказался вполне достаточным, чтобы достичь любой точки германского тыла. Ни один район Германии не может считать себя в безопасности.

За этот год систематическим ударам подвергались не только военно-промышленные об'екты и города Западной Германии, но и наиболее крупные порты на побережье Балтийского моря и многие города других областей, имеющие огромное стратегическое и экономическое значение. Особенно ожесточенным, разрушительным налетам подверглись Бремен, Гамбург, Любек, Росток, Штеттин, Кельн, Эссен.

С восточного направления неоднократным ударам подвергался ряд промышленных об’ектов, авиационных баз и крупных городов Восточной Пруссии и других районов. Столицу Германии – Берлин – многократно бомбили английские и советские тяжелые бомбардировщики. Известно также, что англичане держали под огнем авиации и некоторые районы Южной Германии, а также промышленные предприятия и в особенности авиационные заводы Северной Италии.

Английская и советская бомбардировочная авиация обладает всеми возможностями, чтобы бить по наиболее уязвимым жизненным центрам фашистской Германии.

Война учит, что наибольший эффект во время налетов на промышленные и военные об'екты достигался тогда, когда авиация действовала массированно, выполняла свои задачи крупными силами. Только длительное, массированное воздействие авиации на военно-экономические центры врага приносит ему не только серьезный материальный ущерб, но и дезорганизует экономику, жизнь целых районов. Это достаточно убедительно показали налеты на Эссен, Кельн и другие города гитлеровской Германии, вызвавшие массовое бегство населения, эвакуацию ряда предприятий в более глубокий тыл.

Воздушные нападения на промышленные об'екты, расположенные в глубине страны врага, связаны со сложной организацией дальних полетов. Самолеты, идущие на бомбардировку глубокого тыла противника, находятся в воздухе продолжительное время, следовательно, все эти полеты нужно отлично подготовлять, посылать хорошо натренированные летные экипажи, тщательно проверять материальную часть самолетов, их вооружение, навигационное оборудование и т. д.

Когда самолеты направляются в длительный рейс, как правило, учитывается ряд факторов. Нужно знать погоду – на маршруте она будет весьма разнообразна, точно рассчитать время полета, отлично знать особенности маршрута и наземные ориентиры. Только тогда, в сложной обстановке, при плохой видимости, экипажи смогут точно выйти на цель и уничтожить намеченные об'екты.

Наиболее крупные вражеские города, имеющие военно-промышленное значение, как правило, защищены зенитной артиллерией, истребительной авиацией, в том числе и ночной, и в ряде случаев прикрываются аэростатами воздушного заграждения.

Противник применяет и такие способы противовоздушной обороны, как затемнение, маскировка, создание ложных об'ектов. Нередко немцы устраивают специально ложные районы города и об'екты, а в стороне от цели – очаги пожаров. Враг таким путем стремится отвести в сторону удар наших бомбардировщиков.

Однако, как бы враг ни маскировал свои об'екты, как бы при этом ни хитрил, всегда можно обнаружить подлинные об'екты по вспомогательным ориентирам. Понятно, что лес, реку, озеро невозможно замаскировать. Эти ориентиры используются для точного выхода на цель. Здесь многое зависит от экипажа самолета. Летчик, штурман, хорошо изучившие маршрут и ориентиры в районе цели, смогут без труда отыскать об'ект бомбардировки. Как бы цель ни была замаскирована, опытного летчика нельзя сбить с правильного курса. Значит, подготовка к полету и хорошее знание своего маршрута – первое условие успеха.

Действия по дальним тылам врага связаны с длительными перелетами на многие сотни километров, на большой радиус. В таких случаях трудно заранее точно предусмотреть, какие метеорологические условия встретят экипажи на всех этапах своего полета. Требуется, конечно, тщательный прогноз погоды и анализ возможных изменений в метеорологической обстановке на отельных участках маршрута. Тем не менее экипажи бомбардировщиков должны быть всегда готовы преодолеть тяжелые условия метеообстановки и обязательно выйти в район цели.

Советские летчики уже не раз доказывали свое пилотажное мастерство и искусство самолетовождения, умение летать в любую погоду. Примером того, как наши летчики блестяще справляются со своими заданиями в дальних полетах, служат последние налеты наших самолетов на военные об'екты Восточной Пруссии и, в частности, на Кенигсберг.

Им приходилось пробивать многоярусную облачность. Несколько раз они проходили грозовой фронт, шли сквозь дожди, град. И, как правило, успешно доходили до цели и наносили врагу чувствительный удар.

В дальние рейсы посылаются экипажи, которые имеют достаточный опыт полетов в сложных метеорологических условиях, отлично владеют техникой слепого полета, умеют использовать все средства навигации и астрономической ориентировки. Иначе говоря, требуются летчики, штурманы, обладающее мастерством летного искусства, культурой дальнего полета. Советские летчики в своих действиях по глубоким тылам противника доказали, что отлично освоили эту культуру.

Значительная роль в действиях по глубоким тылам противника отводится техническому составу наших бомбардировочных частей. Инженеры, техники, мотористы своей работой предрешают успех глубокого рейда на бомбардировку вражеского тыла. Исключительное значение имеет тщательная подготовка материальной части кораблей, бомбардировочного вооружения, штурманского оборудования, средств радиосвязи и приборов, облегчающих полет и ориентировку. От высокого качества работы технического состава зависит безотказность материальной части, оборудования и вооружения.

Огромные требования выдвигаются перед авиационными командирами, организующими дальние полеты в тыл врага. Они обязаны обеспечить четкое управление при этом особо важное значение имеет элемент времени. Его необходимо строго учитывать. Следует точно определить, кому когда вылетать, твердо регулировать время вылета, время появления над целью. Наряду с этим точно устанавливается высота удара и подбирается бомбовая зарядка для того, чтобы обеспечить надежное разрушение намечаемые об'ектов. Экипажи, уходящие на задание, должны заранее иметь все необходимые разведывательные данные и достаточно подробные сведения об об'екте бомбардирования.

Важным звеном дальних полетов служит контроль результатов налета. Для этого пользуются фотос'емкой. Кроме того выделяются специально штабные командиры, которые, находясь на самолетах, лично контролируют результаты работы экипажей. Наконец, тщательно учитываются донесения экипажей, выполнявших задачу. Само собой понятно, что налеты на глубокие тылы противника одновременно служат и разведкой об'екта, прощупыванием маскировки, средств прикрытия и т. д. Такие данные имеют большое значение для организации последующих налетов.

Массированные удары наших самолетов по Кенигсбергу вновь дали почувствовать немцам на собственной шкуре плоды войны, которую они затеяли. Эти налеты не раз продемонстрировали силу и мощь советской авиации.

Полковник Н. Хмелевский.