Барановский

Тарасенко

Хазов Константин Дмитриевич (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. ап дд

Старший техник-лейтенант К. Хазов 

Мой метод скоростной смены мотора
// Сталинский сокол 31.07.1942

Обычно смена моторов на самолете занимает до трех дней, в точение которых машину выключают из боевой работы. Я и мои товарищи задались целью во что бы то ни стало ускорить смену моторов, не допускать простоя машины. Мы пришли к заключению, что при правильной организации работы можно добиться максимального сокращения сроков. Мы составили четкий, продуманный план, расставили силы, организовали работу так, что она шла без перебоев.

Как у нас организована работа по скоростной смене моторов?

Весь процесс замены моторов разделен на два периода: первый – организация и подготовка рабочего места, и второй – замена моторов, т. е. монтаж и демонтаж. Оба эти периода тесно связаны между собой. Но об'ему времени первый период занимает в основном день накануне смены моторов. Схематически он состоит из следующих работ, которые необходимо провести:

Подвести бочку для слива масла из маслобаков и из всех точек маслосистемы, преследуя этим цель заменить масло, ибо ко времени замены моторов оно наработало по меньшей мере 40—50 часов.

Подготовить 60 килограммов минерального масла и 15—20 килограммов чистого бензина для консервации.

Подготовить расходный материал – ветошь, шплинты, прокладки для бензиновой и масляной систем, герметит, шерлак.

Заказать в ПАРМ'е контровочные пластины для контровки гаек подмоторных болтов.

Подвести к самолету под'емный кран.

Одним из важнейших элементов подготовки является составление общего и в деталях плана работы на день, в который будет производиться замена моторов. Здесь необходимо продумать все вопросы в рабочем плане руководителя работ и в рабочих планах каждого человека в отдельности. Это возможность руководителю монтажа осуществить общий контроль. В индивидуальных планах должно быть указано время, необходимое для той или иной работы.

Распределение работ мы сделали следующим образом: техник производит демонтаж и монтаж карбюратора, РПД, бензо — и маслосистем, управления мотором. Механик производит демонтаж и монтаж магнето, трубки наддува, зашприцовки, второй скорости, трубки запуска, задних суфлеров, колонок привода и тросов Р-2. Моторист занимается демонтажем и монтажем винта, кольца «Нака», выхлопных патрубков, передних суфлеров и юбок капотов.

Демонтаж и монтаж одних и тех же узлов производится одним человеком. Этим устраняется обезличка, сокращается время монтажа, так как устраняется потеря времени на всевозможные прилаживания и примеривания. Совершенно естественно, что необходимый инструмент и в достаточном количестве должен быть подготовлен заранее, чтобы он не задерживал никого.

Когда все эти вопросы продуманы до конца, составляется тщательный план, предварительно подготавливаются рабочее место, инструмент, умело расставляются люди, причем перед каждым ставится индивидуальная задача. Мы добились сейчас, что на консервацию, демонтаж, монтаж и пробу на земле моторов при шести работающих мы затратили только 13 часов. Далее, при нормальной работе моторов на земле во время их пробы, необходимо сразу же самолет выпускать в воздух часа на два для облета. После облета мы производим осмотр, необходимые регламентные работы, и самолет готов к выполнению боевого задания. Это система позволила нам сократить смену моторов, по сравнению с прошлым, даже в полевых условиях в четыре раза.

Сейчас на мой метод смены моторов переходят и другие подразделения нашей части. Так, техник Тарасенко скоростным методом сменил мотор за 20 часов, а техник Барановский сменил 2 мотора за 16 часов.

Старший техник-лейтенант К. Хазов.