Антонов Павел Аристархович (автор)

* * *

Принадлежность:

179 иап

Старший лейтенант П. Антонов 
// Сталинский сокол 02.07.1943

Опыт разведки на истребителе

В точение продолжительного времени наша часть вела ближнюю разведку в пересеченной местности. Это дало нам возможность, обобщив приобретенный опыт, сделать ряд выводов. Однако необходимо помнить, что методы, о которых идет речь, не являются догмой и применимы только в определённых условиях.

Первое, что требуется от истребителя, вылетевшего на разведку в пересеченной местности, – это отличное знание района, обеспечивающее возможность свободного полёта без ориентировки по карте. При этих условиях разведчик может 80 проц. времени использовать на наблюдение за землей и на отыскивание замаскированных об'ектов противника.

При составлении задания ни в коем случае не следует включать в него обширную площадь обследования. Большой район разведки распыляет внимание лётчиков, затрудняет запоминание и нанесение на карту замеченных точек. Поэтому, если от вышестоящего командования получена задача на разведку значительного района, то его необходимо разбить на несколько участков, выделив отдельно: групповые, шоссейные и железные дороги, леса, рощи и овраги, долины, реки и населённые пункты и т. д. За этими участками надо закрепить эскадрильи и экипажи, которые обязаны систематически разведывать их. Этот метод благодаря конкретности получаемых экипажами заданий даёт хорошие результаты в смысле точности и полноты сведений, добытых разведчиками.

При сосредоточении большого количества ЗА, ЗП и истребителей противника линию фронта лучше всего перелетать на бреющем полёте, избирая для этой дели пересечённую местность, скрываясь на фоне леса, оврага и т. д. Это сильно уменьшает эффективность пехотного и зенитного огня противника и вводят в заблуждение вражеские посты ВНОС. Пройдя линию фронта (2-6 км.), разведчики, если нужно, набирают высоту и выполняют задание, строя свой маршрут так, чтобы он путал систему ПВО противника.

Если вражеский об'ект или участок разведки прикрыт сильным огнём ЗА и ЗП, рекомендуется просматривать такие районы следующим порядком: ведущая пара (разведчики) идёт на бреющем полёте и ведёт наблюдение. Прикрывающая группа в составе 2–4–6 самолётов, идя с превышением на 600–1.500 метров, шумом своих моторов отвлекает на себя внимание и огонь ЗА противника и одновременно следит за ведущей парой.

При активном противодействии ИА противника необходимо усилить группу прикрытия и вести разведку группами истребителей в 4–6–8 самолётов. При этом ведущая пара ведёт разведку, а остальные (2–4–6 самолётов) прикрывают её. В случае нападения истребителей от группы прикрытия отделяются 2–4 самолёта, которые связывают боем противника, в то время как остальные продолжают выполнять основную задачу. В случае повторного нападения вражеских истребителей для связывания их боем выделяется последняя пара, а ведущая продолжает разведку. При этом ведущий пары занимается разведкой, а ведомый, прекратив наблюдение, прикрывает ведущего. Если же нападут и на эту пару, то тогда разведчики вступают в бой, оттягивают самолёты противника в сторону своей территории и временно уходят из района разведки.

На нашем участке фронта противник, готовясь к активным действиям, начал усиленно подвозить живую силу, технику, боеприпасы, тщательно маскируя всё это в оврагах, лесах и населённых пунктах. Перед нашими разведчиками–истребителями встала задача – найти места сосредоточения живой силы и техники противника, его складов боеприпасов и горючего.

Истребители, вылетев на разведку, на бреющем начёте прошли над лесом. Лес из-за сильного лиственного покрова не просматривался. Однако экипажи заметили на опушке отдельных часовых. Тогда они повторили заход, обстреляли лес и тем самым заставили противника обнаружить себя – немцы открыли огонь из пехотного оружия. Кроме того, склады, замаскированные в лесу, загорелись, и пожар вскрыл скопление живой силы и техники врага.

Для обнаружения противника весьма полезно следить за дорогами в районе рощ и лесов. Эти дороги при проходе по ним большого количества техники становятся наезженными, а у опушек имеется несколько ответвлений, входящих в лес. Самым лучшим временем просмотра лесных массивов является полдень, когда солнце находится в зените и деревья дают малые тени.

Если на грунтовых шоссейных дорогах обнаружена важная цель (колонны танков, автомашин, пехоты и т. д.), то необходимо немедленно выслать туда несколько групп разведчиков. Задача этих групп – систематически следить за обнаруженной целью и установить направление её движения.

Чтобы не оставлять противника без наблюдения, мы ведём разведку и в плохих метеоусловиях и ночью. Для перегруппировок и подтягивания резервов противник использует главным образом ночное время, начиная активные передвижения с вечерних сумерек и заканчивая утром. Поэтому разведчикам необходимо первые вылеты производить ещё затемно, с таким расчётом, чтобы до рассвета успеть проконтролировать систему железных, шоссейных и грунтовых дорог, идущих к линии фронта. Этот метод помог нам вскрыть усиленный подвоз грузов, производимый противником в ночное время.

Следует помнить, что отсутствие движения на железных и грунтовых дорогах, а также в населенных пунктах является не менее важным фактором, чем самое интенсивное движение. Такое подозрительное «спокойствие» обязательно должно фиксироваться в донесениях разведчиков.

В течение всего полёта разведчики должны поддерживать радиосвязь между собой и командным пунктом, немедленно передавая наиболее важные данные.

Разведывательный полёт истребителя – особо ответственная и важная задача. Настойчиво выполняя её, лётчик должен помнить, что он является глазами вышестоящего штаба и от добытых им сведений и точности их подчас зависят жизнь тысяч людей и успех наших наземных войск.

Старший лейтенант П. Антонов.

Действующая армия.