Пчелкин Александр Иванович

Попков Виталий Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

5 гв. иап

Младший лейтенант В. Попков 
// Сталинский сокол 02.07.1943

Против тщеславия

Вопрос о слетанности ведомого и ведущего, поднятый в статье майора Н. Богданова «Щит» героя», заслуживает большого внимания. Успех воздушного боя в значительной степени зависит от того, насколько сработались пары, как лётчики понимают друг друга и чувствуют «локоть» товарища.

Ведомый – ответственнейшая фигура в авиации. К сожалению, не все наши лётчики это сознают. Некоторые рассуждают так: «Раз меня посылают ведомым, – значит, мои дела плохи, мне не доверяют». Другие смотрят на это даже с обидой: «Почему меня назначают ведомым? Ведь я тоже ходил ведущим, имею сбитые самолёты».

Рассуждать так – значит не понимать роли лётчика-истребителя в современном воздушном бою, плестись в хвосте отсталых настроений. Подобные ошибочные мысли иногда приводят лётчика к тому, что он даже в бою старается держаться независимо: «Я, мол, не хуже тебя дерусь». С какими-настроениями нужно бороться самым решительным образом. Роль ведомого почётна и исключительно велика. От его стойкости, искусства, честности и самоотверженности зависят жизнь ведущего и победный исход боя.

У меня ведомый – младший лейтенант Пчелкин. С ним я всегда совершенно спокоен. Как бы ни был труден воздушный бой, в каких бы сложных условиях он ни протекал, Пчелкин всегда на месте. Много раз он меня выручал. Однажды мы встретили немецкого истребителя. Я погнался за врагом и не заметил, как ко мне сзади подкрался другой фашист. Пчелкин, шедший слева, молниеносно бросился на противника и выбил его из-под хвоста моего самолёта. Через несколько секунд на Пчелкина пошёл в атаку ещё один немец. Бросив преследование, я немедленно устремился на помощь своему товарищу. В этом бою мы сбили один немецкий самолёт.

С Пчелкиным у меня крепкая дружба. Мы понимаем друг друга не только по какому-либо сигналу, а, можно сказать, по малейшему намёку, почти инстинктивно. Каждый воздушный бой детально разбираем и делаем необходимые выводы на будущее.

Воздушный бой не терпит шаблона. В каждом отдельном случае, исходя на обстановки, ведущий или ведомый обязан принять такое решение, чтобы обеспечить себе свободу маневра, защитить хвост самолёта товарища и взять инициативу боя в свои руки. Например, идёт четвёрка правым пеленгом. Ведомый второй пары резко отвалил вправо на помощь другой нашей группе. В этом случае ведущий второй пары, оставшийся без пары, пристраивается к командиру группы. Став таким образом на новое место, он прикрывает командира и одновременно становится под защиту напарника ведущего группы.

В нашем гвардейском полку статья «Щит» героя» вызвала горячее обсуждение. Много было высказано интересных мыслей.

Младший лейтенант В. Попков.