Григорьев

Кобранов

Кушлянский Григорий Ильич

Прокудин Федор Егорович

Смирнов Михаил Семенович

Сожин Григорий Борисович (автор)

* * *

Принадлежность:

73 авп ВВС КБФ

Майор Г. Сожин 
// Сталинский сокол 02.07.1943

Мастер

Так звали его на заводе в Донбассе, где работал он до призыва в армию. Это же прозвище укрепилось за ним и в полку пикирующих бомбардировщиков, где Прокудин сейчас обслуживает боевые самолеты.

Мало сказать, что Прокудина знают и уважают в своей части. Слава о мастере, об его умелых, золотых руках широко разнеслась за пределы полка. Когда видишь перед собой этого приземистого человека, слышишь его уверенный говор, сразу создастся впечатление, что он хорошо знает своё дело. И это действительно так.

Как-то инженер крепко задумался: как быть с самолётом, который возвратился на аэродром с перебитыми концами лопастей винта? Нужен новый винт, но его нет, а утром пикировщик должен пойти на задание. Инженеру известно, что допускается укорачивание винта, если его лопасти закруглить и сбалансировать.

Работа сложная. Кому её поручить? Конечно, Прокуднну. По винту другой машины мастер сделал шаблон и уменьшил на технический допуск лопасти повреждённого винта. Утром бомбардировщик вошёл в строй.

После этого случая в полку создался чуть ли не винтовой цех. К Прокудину приходили за помощью из других частей, присматривались, учились.

Сметка и сообразительность – отличительные качества механика. При поломке тринадцатого шпангоута на пикирующем бомбардировщике обычно считают необходимым его заменять.

– Но ждать нового шпангоута, – сказал Прокудин, – значит не летать. – И горячо принялся за дело.

Он предложил усилить шпангоут стальной накладкой с заваркой. 11 боевых самолётов, длительное время ожидавших ремонта, таким образом, вошли в строй. Он же предложил вместо замков, крепящих коки винтов, ставить обычные болты. Инженеры и техники облегчённо вздохнули, осуществив это мероприятие.

Когда Прокудин работает, на него приятно смотреть, – так ловко и слаженно всё у него получается. Неудивительно, что многие стараются подражать ему. У него учится весь технический состав полка, и все знают, с какой бы трудностью старшина ни встретился, он всё преодолеет. Прокудин – отличный слесарь и сверловщик, незаменимый механик.

В полку кому-то пришла мысль прикрепить к Прокудину двух способных ребят и создать ремонтную группу. В неё вошли Прокудин, Кобранов н Григорьев. В короткое время тройка хорошо сработалась.

Прокудин решил: раз работать вместе – значит и жить в одной землянке надо. И теперь дружная бригада всегда вместе. Услышав гул возвращающихся с задания самолётов, мастера бегут к капонирам. Как только лётчик вылезает из кабины, они к нему: «Что с самолётом?». Быстро осматривают машины, и, когда все они проверены, тройка собирается вместе. Прокудин выслушивает доклады своих боевых друзей, и тогда сообща принимаются за те машины, которые подлежат срочному ремонту.

Старшему лейтенанту Смирнову предстояло совершить повторный вылет, но машина его была не в порядке. Каково же было его удивление, когда он узнал, что за время пока он докладывал о результатах полёта, его самолёт уже приведен в полную боевую готовность. На пикировщике отскочили задние лючки, были поломаны тяги, сместилась бронеспинка. Эти дефекты Прокудин со своими помощниками устранил за минимально короткий срок.

Тройка специалистов иной раз творит чудеса. Однажды из-за ошибки лётчика при пикировании бомбой повредило переднюю часть фюзеляжа. В течение одной ночи Прокудин, Кобранов и Григорьев восстановили машину. В другой раз вечером бомбардировщик возвратился с простреленными узлом и тягой элеронов. На утро Прокудин рапортовал: «Самолёт к боевому вылету готов».

Секрет такой работы будет понятен, если сказать, что ремонтники отлично организовали свой труд и поэтому всё делают быстро и хорошо. А когда требуется, они работают без сна и отдыха, но вовремя выполняют задания.

У мастеров всегда есть любая запасная, даже остро дефицитная деталь. Многие удивляются, где они их достают. А дело об'ясняется просто. В свободное время бригада собирает запасные части везде, где они могут оказаться. Ремонтники бродят по болотам и лесам, ищут сохранившиеся детали с разбитых машин. На какой бы ремонтной базе ни были Прокудин или старший техник-лейтенант Кушлянский, на обязанности которого лежит обеспечение полка запасными частями, они присматриваются к лому, приготовленному для вывоза на свалку. Так из четырёх старых мотогондол Прокудин собрал одну, и она, как нельзя кстати, пригодилась.

Бригаду, возглавляемую мастером Прокудиным, ценят и уважают в полку, и она вполне заслужила это.

Майор Г. Сожин.

Ленинградский фронт.