Воробьев

Горчак Витольд Леонардович

Колосов

Найденов

Постников Николай Михайлович

Сиротов Петр Иванович

Усаков

Чурбанов Михаил Петрович

Ширшов Александр Федорович

Веселов Сергей Семенович (автор)

Власов Федор Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. шап

Гвардии старший техник-лейтенант С. Веселов; Гвардии старший техник-лейтенант Ф. Власов. 
// Сталинский сокол 09.07.1943

Технический разбор

Наш технический состав, обеспечивая боевую работу штурмовиков, непрестанно учится, осваивает передовой опыт. Безотказная служба материальной части – убедительное доказательство роста и совершенствования техников, механиков и всех специалистов эскадрильи. Как показывает практика, одной из действенных форм боевой учёбы техников на фронте являются технические разборы.

Технический разбор боевого дня – это и трибуна обмена боевым опытом, и форма учёбы людей, и отличное средство воспитания технических кадров.

На разборах в эскадрилье у нас обсуждаются вопросы, связанные и с эксплоатацией и с восстановлением материальной части. Однажды после возвращения с боевого задания лётчик доложил о потере мощности мотора. Это произошло в результате неправильной регулировки наддува. Механик самолёта не смог своими силами устранить дефект, и ему помог ведущий техник. Но с этим делом могли столкнуться и другие механики, ещё не имеющие достаточного опыта. Поэтому было решено этот случай подробно обсудить на техническом разборе. Руководящий техник рассказал, как производить регулировку наддува и пользоваться агрегатами, продемонстрировал методы устранения возможных дефектов.

В другой роз механик самолета старшина Горчак встретился с необходимостью отрегулировать газораспределение мотора АМ-38, не имея для этого приспособлений. И в этом случае также пришлось провести подробный разбор, научив молодых специалистов способам регулировки газораспределения мотора в полевых условиях.

Можно сослаться еще на множество примеров из опыта технических разборов, которые во многом способствовали нашим специалистам в обеспечении безотказной работы агрегатов самолёта.

В основе технического разбора прежде всего лежит показ опыта мастеров и критический анализ недостатков в работе отдельных механиков. На опыте лучших специалистов эскадрильи у нас учились и выросли многие работники технической службы.

Гвардии техник-лейтенант Воробьев и гвардии старшина Усаков – механики самолётов. Оба они работали в одинаковых условиях, обслуживали одну и ту же материальную часть, однако быстрота и качество подготовки самолётов у них оыли различные. Усаков, как правило, готовит свою машину одним из первых. Энергичный и инициативный механик, он в образцовом порядке держал своё рабочее место и инструмент. В практической работе Усаков выработал свою систему. Например, осмотр самолета перед вылетом он начинает с мотора, сняв только часть маскировочного материала и подложив на землю чехлы. Затем переходит на верх самолёта, осматривает органы управления и только после этого опробует мотор, благодаря строгой последовательности гвардии старшина Усаков не упускал из виду ни одной детали и весь осмотр материальной части заканчивал через 5–7 минут.

Такого порядка в работе не было у механика Воробьева. На техническом разборе он понял, в чем причины его медлительности и недосмотров. На опыте Усакова убедился, как важно правильно организовать свой труд. Практика опытного механика научила его также быстро и надёжно готовить материальную часть.

На разборах учился мастерству и старшина Найденов, у которого в своё время были промахи в работе.

Когда группа специалистов под руководством техника звена Ширшова произвела досрочно восстановительный ремонт поврежденного самолета в полевых условиях, заменив почти все основные агрегаты мотора и самолёта, опыт её работы был подробно разобран всем техническим составом эскадрильи. Таким же образом был передан опыт скоростной работы по замене мотора на штурмовике группой технического состава под руководством гвардии техника-лейтенанта Сиротова.

Технический состав вносит много предложений, касающихся эксплоатации самолёта и организации восстановительных работ. Эти предложения, как правило, у нас обсуждаются на разборах, после чего немедленно реализуются. Так, например, по предложению специалистов стали производить сварку пробитых дюралевых бензобаков, что даёт хороший результат.

Благодаря умелой организации технических разборов значительно выросло мастерство людей. Кадры умелых техников и механиков, как Ширшов, Чурбанов, Колосов, Постников и другие, отмеченные правительственными наградами, многому научились именно на технических разборах.

Гвардии старший техник-лейтенант С. Веселов.
Гвардии старший техник-лейтенант Ф. Власов.