Арафонов

Буянов Виктор Николаевич

Дымченко Василий Иванович

Зырянов Александр Евгеньевич

Левченко Иван Захарович

Майоров Александр Иванович

Макаров

Рыжков Борис Трофимович

Макеев Николай Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

146 иап, 2 гв. иап, 261 бап, 312 шап

Капитан Н. Макеев 
// Сталинский сокол 23.07.1943

На Орловском направлении

В наступательных боях особенно отличаются подразделения штурмовиков под командованием майора Рыжкова и капитана Зырянова, а также подразделения пикирующих бомбардировщиков под командованием майора Дымченко и майора Макарова. Лётчики этих подразделений активно воздействуют на боевые порядки противника. Днём и ночью они истребляют живую силу, крушат укрепления и технику немцев.

Хозяевами воздуха на нашем участке фронта являются советские истребители. С первых дней наступления они безраздельно господствуют над полем боя. При прорыве обороны противника наши истребители не допускали к своим войскам немецких бомбардировщиков. Вражеские разведчики, пытавшиеся проникнуть к полю боя и в наш тыл, неизменно уничтожались советскими истребителями. Так, в один день в течение трёх часов было сбито 4 немецких разведчика.

Высокое лётное мастерство показал гвардии младший лейтенант Майоров вместе со своим ведомым гвардии младшим лейтенантом Левченко. Взлетев «по-зрячему», они завязали бой с вражеским разведчиком «Хе-111». С первой же атаки Майоров вывел из строя левый мотор немецкого самолёта, а со второй – поджёг правый мотор. «Хейикель» свалился на землю, а его экипаж в составе четырёх человек, выбросившийся на парашютах, взят в плен. Вскоре в воздухе появился второй вражеский разведчик «Ю-88», но и он был сбит той же парой лётчиков-гвардейцев.

По всему фронту разнеслась слава о героическом поступке двух лётчиков коммунистов. Майор Буянов и парторг эскадрильи старший лейтенант Арафонов патрулировали над полем боя. Со стороны противника показалось сорок вражеских бомбардировщиков под прикрытием двадцати истребителей. Советские лётчики твёрдо решили не допустить к своим войскам армаду вражеских самолётов. Они приняли дерзкое решение: сообщив на КП о появлении неприятельских самолётов и не ожидая подкрепления, два героя молниеносно врезались в строй вражеских бомбардировщиков и решительными атаками разбили их боевой порядок. В завязавшемся бою им удалось сбить четыре бомбардировщика, а чуть позже – ещё два истребителя «ФВ-190».

Таким образом два отважных пилота, вступив в неравный бой, уничтожили шесть самолётов противника. Сами они невредимыми вернулись на свой аэродром.

Пытаясь во что бы то ни стало задержать наступление наших войск, немцы в последние дни укрепляют свою авиацию, перебрасывая бомбардировщиков и истребителей с других участков фронта. На-днях нашими лётчиками был подбит и посажен немецкий самолёт устаревшей конструкции «Хе-46». Взятый в плен лётчик этого самолёта Карл Кайнц показал; «Немецкое командование собрало из авиационных школ устаревшие и учебные самолёты и создало из них группу ночных бомбардировщиков».

Подтянув в район Орла большое количество авиации, немцы во избежание потерь от наших бомбардировщиков стремятся разгрузить свои основные аэродромы. Всюду создаются временные площадки без всякого оборудования, прямо на лугах. На таких площадках базируется по 30–40 истребителей. С той же целью фашисты прибегают к широкому маневрированию авиацией, базирующейся на основных аэродромах. Как показывают пленные лётчики, немецкие самолёты почти всегда взлетают с одного аэродрома, а садятся на другом.

Обстановка в воздухе с каждым днём становится всё более напряжённой. Нашим лётчикам иногда в один вылет приходится вести по два-три воздушных боя. За последние три дня произошло более 100 групповых воздушных боёв. Сталинские соколы дерутся смело и храбро, попрежнему сохраняя за собой господство в воздухе.

Капитан Н. Макеев.