Левитан Владимир Самойлович

Мишустин Василий Иванович

Щербаков Михаил Константинович

Клепиков Николай Федорович (автор)

* * *

Принадлежность:

88 гв. иап и 41 гв. иап

Капитан Н. Клепиков 
// Сталинский сокол 30.07.1943

Борьба истребителей против бомбардировщиков

Одной из важнейших задач истребительной авиации на нашем участке фронта являлось уничтожение вражеских бомбардировщиков. Я подчеркиваю – уничтожение, так как некоторые наши лётчики ошибочно полагают, будто, рассеяв строй «Юнкерсов», прогнав их с поля боя, они уже целиком выполнили свою задачу.

Что нового внесли бои на Белгородском направлении в опыт борьбы истребителей с бомбардировщиками? Немцы несколько изменили свою тактику. Они перестали посылать бомбардировщики большими группами. Над передним краем обычно появляется несколько малых групп (6–8 самолётов) эшелонированно по времени и по дистанциям.

Противник отказался от прикрытия бомбардировщиков большими группами истребителей. Для непосредственного сопровождения он посылает всего лишь 2–4 самолёта. А большая часть истребителей вылетает вперёд для очищения воздушной арены до прихода бомбардировщиков.

Немецкие бомбардировщики ходят в кильватерной колонне, клином звеньев. Они часто практикуют заход на цель с разных направлений, чтобы дезориентировать станции наведения. При подходе к цели «Ю-87» перестраиваются в цепочку для бомбометания с пикирования. Одна цепочка работает рядом с другой. В связи с тем, что на большинстве «Ю-87» появились противотанковые пушки, чаще стали наблюдаться случаи, когда во втором заходе «Ю-87» переходят на штурмовку.

При нападении наших истребителей на «Ю-87» они иногда, пользуясь своим усиленным вооружением, отвечают активным боем – одна группа идет на защиту другой. При этом немецкий бомбардировщик направляется в сторону истребителей с таким маневром: если мы атакуем «Ю-87» в лоб сверху, то он задирает нос кверху, отвечая лобовым огнём; если его атакуют спереди снизу, то он опускает нос книзу. Воздушный бой «Ю-87», его готовность принять лобовой удар – некоторое новшество в тактике вражеских пикирующих бомбардировщиков. Немцы обычно бомбят с высот 2–2,5 тыс. метров. Что же касается «Ю-87», то они приходят на передний край на высоте 800 м. и работают с 300 м. до бреющего. Однако в течение дня противник по нескольку раз меняет эти высоты, стараясь дезориентировать наши истребительные патрули.

Наиболее сложная задача истребителей при встрече с бомбардировщиками – разбить строй, расколоть группу. И здесь очень многое зависит как от организации патрулирования, так и от взаимодействия групп в составе патруля.

Борьба с бомбардировщиками у нас была организована таким образом. По определённому графику над полем боя непрерывно находились патрули. На земле, на рации наведения, помещался командир, наращивавший силы в бою, управлявший и направлявший группы истребителей на бомбардировщики. Между самолётами и землёй поддерживалась постоянная радиосвязь.

Опыт борьбы с бомбардировщиками показал, что целесообразнее всего боевой порядок патруля строить из трёх групп. Ударная группа ведёт непосредственную борьбу с бомбардировщиками и находится с ними на одной высоте или чуть выше. Группа усиления отсекает истребителей, идёт всегда впереди и обычно находится в среднем ярусе. Здесь же место ведущего всей группы, так как отсюда ему легче всего просматривать ход боя. Сковывающая группа состоит из 2–4 лётчиков, лучших асов. Её место выше всех остальных.

При появлении бомбардировщиков группа усиления обеспечивает работу ударной группы, не подпуская к ней истребителей. Когда приходят вражеские истребители, они завязывают бой с группой усиления. В этот решающий момент появляется сковывающая группа асов. Она стремительной атакой обрушивается сверху. Используя своё преимущество в высоте, эта группа решает исход боя и снова уходит вверх. Бывали случаи, когда в группе усиления оставалась только одна пара во главе с ведущим всей группы, а остальные вместе с ударной группой шли на бомбардировщиков, чтобы усилить первый удар, когда разбивается вражеский строй. Однако здесь, как и везде, не может быть шаблона. Многое зависит от инициативы и сообразительности ведущего.

Над нашими войсками патрулировала группа «Лавочкин-5» под командованием лейтенанта Щербакова. Наверху находилась сковывающая группа во главе с Мишустиным. Внизу – группа усиления, которую вёл Левитан. Средний ярус занимала ударная группа. Истребители заметили бомбардировщиков врага и увидели, что они идут без прикрытия истребителей. Чтобы усилить первый удар по строю «Юнкерсов» и с первой атаки разбить строй, Щербаков принял такое решение: верхней группе он приказал усилить наблюдение за воздухом, а нижней – следовать вместе с ним для удара по бомбардировщикам. Таким образом, строй «Юнкерсов» одновременно разбивали 14 «Лавочкин-5». Боевой порядок немцев был разбит. Они потеряли 6 «Ю-87».

К сожалению, у нас ещё не всегда достаточно хорошо организовано взаимодействие между группами. Были случаи, когда все истребители, сбившись в одну кучу, атаковали бомбардировщиков. Здесь сказывалась плохая дисциплина строя и боевого порядка групп, что затрудняло управление. Некоторые командиры ещё с опаской относятся к выделению 2–4 самолётов на самый верхний ярус. Это совершенно напрасная боязнь оторвать четвёрку от группы.

Успех борьбы с бомбардировщиками во многом зависит и от того, насколько правилен приём, применённый при встрече именно с данным типом самолёта. Например, «Ю-87» лучше всего бить на подходе к цели, когда они ещё не перестроились в цепочку. А когда застигаешь их уже в цепочке, рекомендуется разбивать строй, атакуя одновременно несколькими самолётами с разных сторон.

Труднее разбить строй «Ю-88». Здесь требуется особо хорошо организованный удар. На исходных позициях группе истребителей следует занять такой порядок: одна пара наверху, а две по бокам. Когда подаётся команда: «В атаку», верхняя пара создаёт иллюзию атаки. А в это время правая пара атакует сверху, со стороны солнца, и переходит на другую сторону. Левая же пара атакует снизу и также уходит на другую сторону, но низом. Этим рассредоточивается внимание вражеских стрелков. Такой энергичной атаки строй «Ю-88» обычно не выдерживает. Легче всего, конечно, бить «Ю-88», когда они отрываются от группы, причем бить сверху, со стороны солнца.

Что касается «Хе-111», то и их строй разбивать трудно. Здесь требуется тот же энергичный, сосредоточенный удар, организованный по описанному нами выше методу. «Хе-111» лучше всего бить снизу по таким его наиболее уязвимым местам, как моторная группа, вблизи которой расположены бензо- и маслобаки, радиаторы. Надо учитывать, что у «Хе-111» наверху имеется пушка и поэтому верхняя полусфера легко обстреливается.

Таковы основные методы борьбы истребителей с бомбардировщиками над полем боя, проверенные нашими лётчиками в упорных битвах на Белгородском направлении. За дни этих боёв наша часть сбила 120 самолётов, среди которых до 80 проц. – бомбардировщики.

Капитан Н. Клепиков.

Белгородской направление.