Беликов Владимир Ильич

Кочуев Иван Емельянович (автор)

* * *

Принадлежность:

515 иап

Старший лейтенант И. Кочуев 

Из опыта боев с «Ме-109ф»
// Сталинский сокол 07.08.1942

Обычно «Ме-109ф» ведут воздушный бой парами. Этот строй дает преимущество в маневренности, да и сам маневр не сложен. Он позволяет лучше организовать взаимодействие и вести наблюдение. «Ме-109ф» всегда стараются навязать бой по вертикали. Этот способ нападения при наличии превышения всегда выгоден, так как позволяет сохранять преимущество в высоте, а следовательно, и в бою. В горизонтальной плоскости они дерутся только в исключительных случаях, когда их вынудят к этому необходимость.

Излюбленным методом «Ме-109ф» является атака сзади в хвост сверху и снизу. Обычно они стараются использовать при нападении солнце, облачность. После этой атаки немецкие истребители круто уходят вверх для занятия нового исходного положения. Но, если вражеский летчик заметит, что атакуемому идет на помощь другой наш самолет, то он незамедлительно уходит дальше в сторону, с тем, чтобы выбрать удобный момент и внезапно атаковать отдельные наши самолеты, отколовшиеся от группы.

Иногда, «Ме-109ф», во время действия наших бомбардировщиков под прикрытием истребителей, не появляются над целью. Но зато, как только советские самолеты ложатся на обратный курс, на них нападают «Ме-109ф». Так, после выполнения боевого задания наши бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, шли на свой аэродром. Наше звено истребителей летело замыкающим. Мы все время менялись местами, посматривая воздух. Вдруг сзади из облачности вынырнули два самолета «Ме-109ф». Они изо всех сил старались сблизиться с нами. Один из них стал подкрадываться под хвост самолета летчика Беликова. Я заметил это и, выбрав удобный момент, атаковал врага, не дав ему возможности открыть огонь. Вражеский летчик, сделал крутую горку и с переворотом пошел вниз. Улучив момент, я с короткой дистанции дал еще одну прицельную очередь, и вражеский истребитель, перейдя в отвесное пикирование, врезался в землю.

Вовремя воздушного боя «Ме-109ф», главным образом, применяют боевые развороты с набором высоты, а затем пикируют. Во время этих эволюций их с успехом можно ловить в прицел и расстреливать.

Однажды наше звено вступило в бой с тремя «Ме-109ф». В ходе боя мы заметили, что два из них резко вырвались вперед, а третий куда-то скрылся. Значит, он кому-нибудь зашел в хвост. Сделав разворот, я заметил, что с правой стороны моего самолета промелькнула очередь трассирующих пуль. Я развернулся. В это время «Мессершмитт» проскочил мимо меня вперед. Вот он уже стал разворачиваться. Я в этот миг машину чуть «подзадрал» и примерно с дистанции 70 метров под ракурсом ¼ дал хорошую очередь. «Ме-109ф» задымил. Вражеский летчик выпрыгнул на парашюте над нашей территорией и был взят в плен.

Старший лейтенант И. Кочуев.