Базылев Петр Калинович

Брехов Константин Владимирович

Драмарецкий Леонтий Фомич

Пушкарев Михаил Алексеевич

Росляков Константин Гаврилович

Туровцев Василий Иванович

Шитиков Сергей Никитович

Хапаев Анатолий Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

62, 198 шап

А. Хапаев 

Использовать всю огневую мощь «ИЛ-2»
// Сталинский сокол 07.08.1942

Эта конференция открылась в необычной обстановке. С рассветом на глухом, заброшенном поле собрались летчики, штурманы, командиры и комиссары штурмовых подразделений.

Ровно в 4 часа 30 минут утра на горизонте показалось звено «ИЛ'ов», шедших в пеленге. Развернувшись, штурмовики стали выхолить на боевой курс.

Цель – «немецкий аэродром» и двигавшаяся к нему «вражеская автоколонна» – находилась на поле, недалеко от командного пункта. С наблюдательной вышки были отчетливо видны макеты грузовиков и фанерные остовы самолетов, замаскированные зеленью.

За 100—150 метров от цели летчик ведущего самолета перевел машину в планирование и открыл огонь из пушек и пулеметов.

Одно за другим проходили над полигоном звенья штурмовиков. Результаты каждой атаки тщательно и всесторонне учитывались. Условия этих своеобразных соревнований были максимально приближены к боевой действительности. Сам полигон был расположен в районе, имеющем несколько очень схожих между собой линейных ориентиров. Экипажам приходилось заходить для атаки при сильном боковом ветре в точно установленное время. При этом требовалось поразить плохо просматриваемые с воздуха цели.

Многие летчики, как, например, тт. Брехов, Туровцев, Драморецкий, отлично справились с заданием. Практические занятия по стрельбе и бомбометанию наглядно показали, что подавляющая масса наших летчиков и совершенстве владеет грозным вооружением, какое установлено на «ИЛ’ах», хорошо усвоила тактические приемы использования штурмовиков и в результате наносит врагу большой урон. Особенно эффективно штурмовик применяется при нанесении бомбардировочных ударов. В авиачастях имеется уже немало экипажей, которые, вылетая с полной бомбовой нагрузкой, успешно выполняют боевые задания.

Вместе с тем занятия на полигоне вскрыли и ряд слабых сторон.

Основной недостаток некоторых молодых летчиков – неумение ходить в строю. Когда звенья находятся на маршруте, строй их обычно плотен и почти безукоризнен. Но стоит ведущему сделать разворот при заходе на боевой курс, как звено растягивается и ведомые начинают отставать. На полигоне это привело к. довольно поучительному случаю.

В звене лейтенанта Базыльева сильно отстала машина летчика Шитикова. Ведущий этого не учел и, не собрав предварительно звено, стал заходить на атаку. Обстреляв цель из пушек и пулеметов, он затем сбросил бомбы замедленного действия, забыв, что и зоне разрывов может очутиться отставший самолет. Так оно и произошло. Как только летчик Шитиков прошел цель, сзади раздался взрыв. Случайно все обошлось благополучно.

Интересный вопрос – о действиях «охотников» – поднял заместитель командира эскадрильи тов. Пушкарев. Одиночные вылеты штурмовиков, по его мнению, дают большой эффект. Маскируясь в облачности, «ИЛ'ы» могут неожиданно атаковать противника и наносить ему большой урон. Однажды в «охотничьем» полете тов. Пушкарев внезапными и частыми атаками дезорганизовал движение противника по шоссейной дороге. Возвращаясь на свою территорию, летчик увидел «Хеншель-126», шедший на бреющем полете. Пушкарев спланировал в хвост вражескому самолету и несколькими выстрелами из пушки сбил его.

Лейтенант Росляков коснулся борьбы «ИЛ'ов» с вражескими истребителями. Главное, указал он, не дать возможности противнику внезапно атаковать строй штурмовиков. Если это будет достигнуто, штурмовики смогут отразить налет даже численно превосходящих сил врага.

А. Хапаев.
Действующая армия.