Герои публикации:

Павловский Н. (автор)

Подполковник Н. Павловский 

По переправам противника
// Сталинский сокол 14.08.1942

Напряженные бою, развернувшиеся в районе Дона, характерны чрезвычайно упорными сражениями за водные переправы. Если немцам не удается форсировать реку на одном участке, они спешно меняют место переправы. Часто противник пытается форсировать Дон сразу в нескольких местах. Происходящие здесь бои отличаются большой маневренностью.

Это обстоятельство усиливает значение авиации, как одного из наиболее гибких и надежных средств борьбы с вражескими переправами. Непрерывное огневое воздействие с воздуха дает большой эффект, выводит из строя много живой силы и боевой техника противника и подрывает тем самым наступательный порыв немецко-фашистских войск.

Но для того, чтобы достичь этого, каждый удар бомбардировщиков должен быть тщательно подготовлен. Речь идет, прежде всего, о полноценных разведданных, которые могут быть получены в первую очередь от нашей воздушной разведки и затем в общевойсковых штабах.

Получив разведданные, командир части намечает план боевой операции. Опыт показал, что большой эффект могут дать действия бомбардировщиков в ночное время. Ухудшение видимости цели компенсируется малой уязвимостью наших самолетов для ПВО противника, возможностью атаковать цель внезапно и с небольших высот.

В основе плана боевого использования авиации должна лежать, как мы уже отмечали, непрерывность огневого воздействия на вражеские переправы. Поэтому вылеты надо рассчитать так, чтобы самолеты появляйтесь над целью через определенные промежутки времени в течение всей ночи, от наступления темноты до рассвета. Если даже летчикам и не удастся в эту ночь разрушить переправу, то переброска немецких войск через реку будет серьезно затруднена из-за непрерывных бомбардировок.

В период наиболее напряженных боев в районе Воронежа наши ночные бомбардировщики держали под своим воздействием переправы через Дон по нескольку дней. Так, например, переправы через Дон в районе одной деревни были атакованы с воздуха 24 раза. Советским летчикам неоднократно удавалось разрушать переправы, но тем не менее на следующую ночь они снова вылетали сюда и, как показал опыт, не напрасно. Противник успевал исправлять поврежденные переправы и наводить новые вместо разрушенных. Поэтому никогда не следует думать, что если мост разрушен или подожжен, противник откажется от переброски войск через реку на этом участке.

Как правило, в район переправы отправляется несколько самолетов. Впереди летит наиболее опытный экипаж. Задача его заключается в том, чтобы точно найти переправу и обозначить ее местонахождение с помощью осветительных бомб. Однако обнаружить переправу не так-то просто. Один из наших экипажей сделал, например, над целью шесть заходов и только тогда, когда летчик и штурман убедились, что правильно вышли в район переправы, они сбросили осветительные бомбы. На земле, в непосредственной близости от понтонного моста, возникли четыре больших пожара. При свете их экипажам других машин удалось разрушить переправу.

Противник прикрывает переправы большим количеством средств ПВО. Поэтому наряду с бомбометанием по самим переправам, нужно подавлять огонь вражеской зенитной артиллерии.

Ночные бомбардировщики, кроме того, действуют по скоплениям немецко-фашистских войск, стягивающихся в районы переправ. Обычно немцы размещают войска в прибрежных лесах и деревнях, откапывают для этой цели блиндажи на берегу. Места скоплении фашистских солдат и техники уточняются и засекаются дневной воздушной разведкой, а ночью подвергаются непрерывным атакам наших бомбардировщиков.

При организации бомбардировочного нападения следует тщательно учитывать наземную обстановку. Важно, конечно, предвосхитить намерения противника и разрушить переправу до того, как он начнет переброску пехоты и техники. Но одновременно надо помнить и о возможности использования данной переправы своими войсками, учитывая маневренный характер боев и быстрое изменение обстановки на данном участке фронта.

С этой целью командир авиационной части обязан поддерживать тесный контакт с общевойсковым штабом.

Подполковник Н. Павловский.