Барышев Андрей Тимофеевич

Бунаков Иван Никанорович

Добровольский Василий Митрофанович

Панов А. (автор)

* * *

Принадлежность:

436 иап

А. Панов 

Сопровождение «ИЛ’ов»
// Сталинский сокол 14.08.1942

При сопровождения штурмовиков у нас, как правило, применяется тактика непосредственного прикрытия. В боях эта тактика оправдана и имеет много особенностей, о которых речь пойдет ниже.

Но неправильно считать этот прием единственным. Есть и другая форма, даже необходимая, – это тактика «выметания» вражеской авиации с участков, где должны работать штурмовики и бомбардировщики. Для этого на направлении удара необходимо иметь мощную истребительную группу, которая в период проведения операции должна обладать господством в воздухе. При организации подобного налета требуется четкое и точное планирование боевой работы, обеспечение надежных средств связи, пунктуальное выполнение летчиками плановой таблицы.

Нам довелось в последнее время обеспечивать работу штурмовиков, пользуясь приемом «выметания» немецких истребителей из районов действия «ИЛ'ов». Эти массированные удары прошли очень удачно при минимальных потерях нашей авиации. Организовали мы их примерно так. За 5, иногда 10, минут в район цели приходила эшелонированная в глубину группа истребителей. Ее задачей было изгнание из района бомбометания вражеских истребителей. Помимо этого на маршруте штурмовиков и бомбардировщиков, главным образом у линии фронта и над территорией, занятой врагом, патрулировали небольшие группы отсечения. Бомбардировщики шли группами в строго установленные часы, с интервалом по времени. За ними следовали штурмовики. Бомбардировщики и штурмовики в спокойной обстановке метко разили цель. Эффект был значительным.

Интересно, что на одном из участков фронта подобный метод массированных налетов явился для немцев неожиданным и очень их обескуражил. Дело в том, что противник привык к налетам небольших групп с непосредственным прикрытием. Это до некоторой степени облегчало работу немецких истребителей. И вдруг в течение трех дней мы совершенно вытеснили воздушного врага там, где нам надо было. Боевые порядки и об'екты фашистов подверглись ощутительным ударам. Немецкое командование вынуждено было стянуть на этот участок массу истребителей, оголив другие районы. К концу третьего и на четвертый день в районе цели появились группы немецких истребителей до 100 машин, но было уже поздно: наши бомбардировщики и штурмовики сделали свое дело и перенесли удар в другое место.

Таким образом, мы видим, что тактика «выметания» вражеских истребителей из районов цели при организации массированных налетов весьма эффективна. При этом даже происходит экономия истребительных сил.

Но надо помнить, что организовать взаимодействие, о котором идет речь, значительно труднее, нежели простое сопровождение. Опоздание штурмовиков на 10—15 минут может оказаться гибельным для них, так как наших истребителей уже в районе цели не будет. Вот почему требуются особая четность и строгость е организации подобного взаимодействия, которое без надежной связи между частями немыслимо.

Другим, наиболее распространенным методом обеспечения работы штурмовиков является тактика, непосредственного прикрытия их до цели и обратно. Нашему полку в основном приходилось заниматься именно сопровождением. Вопрос этот не нов, однако в различных частях его по-разному разрешают.

Нередко можно услышать жалобы командиров штурмовых частей на истребителей, которые будто бы теряют из виду «ИЛ'ов», зря ввязываются в бой и прочее. Мне кажется, что это неправильная точка зрения. Корень зла кроется в недостаточно, подчас, четкой организации взаимодействия штурмовиков и истребителей, в несоблюдения его основных принципов как теми, так и другими.

Из опыта работы нашей части мы сделали такой вывод: тактика обороны «ИЛ'ов» состоит в том, что и штурмовики самообороняются во взаимодействии с истребителями. Если по маршруту или у цели наших штурмовиков атакуют немецкие истребители, то штурмовики обязаны стать в круг на высоте в 300—400 метров. Замкнутое кольцо позволит им вышибать из-под хвоста товарища прорвавшиеся одиночные самолеты врага, отражать атаки снизу и растянутым виражем итти в сторону цели или на свою территорию. В это же время наши истребители ведут бой, не отрываясь от штурмовиков и не увлекаясь преследованием врага.

На-днях произошел характерный бой, выигранный нами при соблюдении указанного выше принципа. 8 «ИЛ'ов» в сопровождении 6 истребителей у цели были атакованы семью «Ме-109». Штурмовики немедленно стали в круг, а истребители встретили врага. В первой же атаке летчик-истребитель лейтенант Добровольский сбил одного немца. Фашисты еще яростнее повели атаки, но не могли разобщать обе группы наших самолетов. Истребители держались над «ИЛ'ами», не подпускали к ним врага, не дробили свои силы, действуя компактно. Через несколько минут младший лейтенант Бунаков и сержант Баришнев подожгли еще два «Ме-109». Активность немцев значительно снизилась, и штурмовики начали поражать цель, не меняя при этом прежнего боевого порядка. Увидев свою беспомощность, немцы вышли из боя, а наши самолеты, выполнив задачу, благополучно возвратились на аэродром. Если бы в процессе боя произошло наращивание сил врага то выход из него обе группы самолетов совершила бы растянутым виражем в сторону своих войск.

Предположим теперь, что штурмовики, не став в круг, поспешно израсходовали бы боеприпасы и попытались бы уйти, оторвавшись от истребителей прикрытия, занятых боем. В этом случае достаточно было двум вражеским самолетам выйти из боя, догнать штурмовиков, и последние, весьма вероятно, понесли бы потери. К сожалению, именно такие явления нам и приходится нередко наблюдать.

Особенно недопустим отрыв одиночных «ИЛ'ов». Надо помнить, что тактика немцев в том и состоит, чтобы бить штурмовиков, оторвавшихся от группы. С этой целью они высылают специальных «охотников». Вот почему нам кажется, что лучшей формой противодействия этой немецкой тактике является оборона, основанная на взаимодействии по вертикали потребителей и штурмовиков. Это положение подтверждается опытом работы нашего полка.

А. Панов.