Киселев Петр Сергеевич

Корпусов

Соловьев

Телегин Дмитрий Иванович

Шамраев

Чубаров Ю. (автор)

Капитан Ю. Чубаров 

Фактор времени
// Сталинский сокол 14.08.1942

Фактор времени в военных действиях играет громадную роль. Особенно большое значение он имеет в авиации – самом подвижном роде войск. Мобильность и быстрота в использовании авиации сплошь и рядом определяют успех. Так, под Воронежем штурмовики Н-ской части, упредив немцев, успешно атаковали их аэродром подскока, на котором было сосредоточено 50—60 самолетов, и тем отвели готовившийся удар. Так же успешно прошел налет на один вражеский аэродром на Ленинградском фронте. Здесь разведчик, вскрыв базу немцев, тотчас же радировал об этом нашим бомбардировщикам и штурмовикам, которые были в полной боевой готовности. Немедленный вылет дал прекрасный результат.

Борьба за время в воздухе в значительной степени зависит от летно-технических возможностей самолета, на земле – от организаторских способностей командного состава и исполнительности подчиненных.

Нахождение самолетов на земле определяется продолжительностью подготовки к вылету, сроки которой устанавливаются решением командира. Руководитель учитывает не только время, необходимое для подготовки подразделения и штаба, но и для работы обеспечивающих органов, для приданных подразделений и для частей, с которыми предстоит взаимодействовать.

Временем от принятия решения командиром до вылета распоряжается штаб. Начальник штаба обязан сразу же распределить эти часы. Общеизвестно, что наибольшее время надо давать подразделениям для лучшей подготовки к боевому вылету. К сожалению, это правило не всегда соблюдается. Как показывает практика, штаб часто перерасходует время и задерживает оформление боевых документов и доставку их в подразделения. Недавно из Н-ского штаба в эскадрилью связи, которой командует майор Телегин, доставили в 3.30 пакеты с боевым приказом. Каково было положение командира, которому предлагалось вручить адресатам не позже 4.00, а лететь до некоторых подразделений не меньше двух часов. В итоге боевой приказ не везде быт вручен своевременно.

Порядок планирования времени в штабе должен быть примерно следующий. В первую очередь учитывается срок, необходимый для подготовки эскадрилий, затем время на доставку документов и т. д., то-есть в обратном порядке. Остаток времени оставляется самому штабу. Часто этот остаток оказывается очень незначительным, но это не страшно при условии четкой работы штаба. Если у штурмана предварительно разработаны всевозможные маршруты и сделаны расчеты, если у начальника связи есть готовые схемы и указания на любые варианты полета, обоснованные на реальных возможностях, если начальник разведки заранее собрал и обобщил данные по вероятным целям, то все это, несомненно, даст большую экономию времени и значительно ускорит подготовку.

Сократить срок можно и за счет своевременно отданных предварительных распоряжений. Чтобы ускорить прохождение готового материала и быстрее доставить его подразделениям, штаб должен провести ряд мероприятий. Так, самолеты для связи надо держать поближе к КП. Стоянка их должна обеспечивать взлет с места, а экипаж обязан находиться около машины. К моменту готовности документов мотор должен уже работать.

В штабе, где начальником гвардии подполковник Киселев, умеют ценить и беречь время. Здесь заведен такой порядок. Не дожидаясь прибытия письменного боевого приказа, штаб получает его заранее по телефону кодом. Это значительно ускоряет дело. Отчетные документы, донесения всегда представляются точно в срок. Штаб добился этого путем сокращения сроков в обработке оперативных материалов. Некоторые данные сводок составляются заранее, вчерне. По окончании последнего боевого вылета результаты его включаются в документ, и сводка готова.

Общеизвестно, что летчики больше любят драться, чем писать донесения. Это подчас отнимает у них много времени. Штаб решил ускорить сбор донесений о вылетах, а заодно и получать более полные данные. С этой целью работники штаба стали встречать возвращающихся летчиков и здесь же, около самолетов, оформлять документы, помогая составить их.

Известно также, что перед каждым полетом командир истребительной эскадрильи должен собрать летный состав, поговорить о предстоящей задаче, заострить внимание на ошибках последних полетов, дать указания о построении боевого порядка и т. д. Для этого надо время, которого у истребителей мало. Как же быть? И штаб нашел выход. Сразу после посадки самолетов командиры эскадрилий получают ориентировочные указания о предстоящей боевой задаче и доводят их до сведения летного состава. Таким образом подразделения заблаговременно готовятся к очередным боям.

Борьбу за рациональное использование времени и воздухе штабы осуществляют при помощи ряда мероприятий. Тщательно организуются взлет и посадка, прохождение над контрольно-пропускным пунктом (КПП), избирается наиболее краткий маршрут к цели и удачно расположенный пункт сбора после атаки и т. д. Особенно надо обратить внимание на организацию встречи со взаимодействующими авиачастями. В противном случае может быть не только зря затрачено время, но даже сорвано задание.

В летных подразделениях также может быть достигнута экономия во времени как перед вылетом, так и в полете. Продолжительность подготовки к вылету везде различна: от многочасовой в дальнебомбардировочной эскадрилье, до немедленного вылета в истребительной. И в том и в другом случае нужно бороться за сокращение срока подготовки, но только не за счет ее качества. В том случае, когда командиру боевая задача ясна, ее следует сразу же ставить летному составу. Если же требуется время на продумывание решения, то даже и в этом случае надо без промедления ознакомить экипажи (звенья) с характером боевой задачи и цели, с районом действий и пр.

В борьбе за время в подразделениях большую роль играют рационализаторские мероприятия и хорошее освоение техники. Чтобы не тратить время на постановку задачи летному составу, дежурящему на аэродроме, в Н-ском гвардейском истребительном полку сконструировали приспособление, благодаря которому сидящие в кабинах летчики одновременно с командиром узнают, где цель, куда вылетать, какой курс и т. т. В части, где командиром тов. Корпусов, оружейники Шамраев и Соловьев, рационализировав процесс загрузки самолетов боекомплектами, сумели таким образом сократить срок работы вдвое.

Экипажи могут ускорить свою готовность к вылету, если заранее хорошо изучат район полетов, тщательно проверят оборудование и вооружение, подгонят летное обмундирование. Здесь нет мелочей. Все нужно и все важно. Малейшая неполадка, если не предусмотреть ее, может задержать вылет. Например, запуск производится сжатым воздухом из бортового баллона. Но на всякий случай надо иметь наготове аэродромный баллон на тележке с привернутой трубкой и ключами.

Громадное значение приобретает время при неясной, резко меняющейся обстановке. В таких случаях командир должен принять смелое, инициативное решение. Дело штаба – быстрее чем когда-либо провести его в жизнь. Удастся оперативно осуществить решение и упредить противника – успех обеспечен. Преступно сидеть в такие минуты и сложа руки ждать указаний сверху.

Сейчас развернулись большие маневренные бои, при которых так часто изменяется обстановка. Часы, минуты, а иногда и секунды в таких условиях играют подчас очень важную роль. Надо уметь беречь эти минуты и использовать их для крепких ударов по врагу.

Капитан Ю. Чубаров.