Воронцов Иван

Гальянов

Ганночка Дмитрий Афанасьевич

Дворак

Еленевский Иван Федорович

Клименко Филипп Петрович

Котов

Молодцов Александр

Плешаков Петр

Серый И. (автор)

Хапаев Анатолий Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

460 БАО

Батальонный комиссар И. Серый, Интендант 2-го ранга А. Хапаев 

Боевой актив батальона
// Сталинский сокол 14.08.1942

Войти до неузнаваемости преобразила людей. Вчерашние колхозники, рабочие, служащие, занимавшие сугубо штатские должности, показали себя в армии искусными водителями боевых автомашин, находчивыми и бдительными бойцами, способными организаторами. Лучшие из них составили боевой актив батальона.

В конце июня прошлого года в числе многих других пришел в батальон Иван Воронцов. До армии он был шофером. Как шофера, его определили на должность водителя автостартера.

Скоро представился случай проверить его на конкретном деле. Однажды на наш аэродром напали немецкие бомбардировщики. Воронцов со своей машиной находился в это время на противоположном конце летного поля. Распоряжения о запуске моторов наших истребителей передать ему никто не успел, а между тем дорога была каждая секунда. Все зависело от сообразительности водителя автостартера, да от его смелости, которая нужна была, чтобы, невзирая на бомбежку и пулеметный обстрел с воздуха, пересечь на машине летное поле и под'ехать к стоянке истребителей. Воронцов это проделал мастерски. Он промчался по аэродрому и быстро завел моторы. Летчики мгновенно поднялись в воздух и отогнали фашистских пиратов.

Воронцову начали поручать наиболее ответственные дежурства, и чем труднее были задания, тем охотнее за них брался молодой красноармеец. Как-то зимой ему прошлось в течение пяти дней одному обслуживать эскадрилью истребителей. Воронцов не отходил от своей машины не только днем, но и ночью. Просыпаясь в полночь в тридцатиградусный мороз, он выскакивал на кабины и шел будить шоферов других автомашин.

– Вставать пора, ребята, – говорил он, – моторы время прогревать.

Через 2—3 часа он снова стучал в окна кабин: – Моторы время прогревать!

Накануне войны в батальон был прислан еще один шофер – Александр Молодцов. Когда мы просмотрели личное дело Молодцова, то сначала хотели откомандировать его обратно – на личном счету нового шофера значилось несколько дисциплинарных проступков, авария и даже судимость.

Но все же мы его оставили и, как потом убедились, не ошиблась. Молодцов прекрасно знал и любил свое дело, но на месте его прежней службы на это, видимо, не обращали внимания и продолжали судить о шофере по его старым грехам. В нашем батальоне Молодцов быстро сдружился с красноармейцем Гальяновым – секретарем комсомольской организации. Гальянов начал привлекать Молодцова к общественной работе, давать ему отдельные, сначала несложные, поручения, и человек стал меняться буквально у всех на глазах. Замкнутый и необщительный прежде, он охотно посещает теперь доклады, сдружился с красноармейцами.

Но по-настояшему мы узнали Молодцова во время войны. Он стал уже помощником командира взвода спецавтомашин. Взвод исключительно четко в бесперебойно обслуживал авиачасти, за всю войну не было случая, чтобы самолет задержался вылетом из-за несвоевременной заправки, и в этом – большая заслуга лично Молодцова. Он умел так организовать ремонт автопарка, что все машины постоянно находились в эксплоатации.

Бывали дни, когда взводу Молодцова приходилось обслуживать втрое больше самолетов, чем обычно. И, несмотря на это, взвод отлично справлялся со своими обязанностями. Молодцов иногда не отдыхал по нескольку суток; можно было удивляться, откуда у этого человека берется столько энергии.

Остановить, а потом и разбить врага, освободить нашу землю от немецких оккупантов – этой мыслью живет весь коллектив батальона, эта мысль движет делами Петра Плешакова – работника компрессорной станции, который один обеспечивает все самолеты сжатым воздухом.

Замечательным организатором показал себя сержант Клименко, который обеспечил безотказную работу всех средств связи. Пожалуй, самым ярким показателем работы коллектива связистов, возглавляемого Клименко, является то, что за все время войны по их вине не было ни одного случая прекращения связи даже в самое тяжелое время.

Батальон гордится и старшим сержантом Иваном Федоровичем Еленевским, помощником начальника автомастерской. Вспоминается такой случай. Из строя вышли два трактора, очищать летное поле было нечем. Между тем через несколько часов нужно было выпускать самолеты на боевое задание. Положение спас Еленевский. Опытный механик сумел в полевых условиях, в рекордно короткий ярок, восстановить оба трактора. К установленному времени летное поле было подготовлено к эксплоатации.

Одновременно со своей основной работой бойцы и командиры батальона овладевают вторыми специальностями. И в этом деле, впереди идет наш боевой актив. Под руководством активистов работают курсы шоферов – водителей спецавтомашин, прожектористов, радиотелеграфистов, группа смельчаков по истреблению вражеских танков.

Нет такого дела, за которое бы не брался (а взявшись, не выполнил бы) наш актив. Комсомольцам Котову и Двораку поручили за одну ночь оборудовать ложный аэродром. Работа была трудоемкой и спешной, но комсомольцы отлично справились с ней, и к утру задание было выполнено.

Другой раз батальон получил приказ собственными силами срочно подготовить укрытия для самолетов, прибывающих на аэродром. По этому поводу во всех подразделениях состоялись партийно-комсомольские собрания. На решающие участки были поставлены лучшие активисты.

В течение двух суток, не прекращаясь ни на час, шла работа; люди, сменившись с поста или дежурства, сразу же выходили на строительство укрытий. Замечательно работал комсомолец Ганночка: днем он рыл укрытия, давая за смену 2—3 нормы, а ночью садился за руль своей автомашины и выезжал на аэродром заправлять боевые самолеты. Так работали и многие другие.

С каждым днем наш боевой актив пополняется новыми людьми. Но было бы ошибочно думать, что рост и воспитание активистов предоставлены самим себе – над этим неустанно работают командование батальона, партийная и комсомольская организации. Как правило, опыт лучших широко популяризируется нашими агитаторами. Передовики производства втягиваются в активную общественную жизнь. Многие активисты приняты за последнее время в ряды ВКП(б).

Батальонный комиссар И. Серый.
Интендант 2-го ранга А. Хапаев.
Действующая армия.