Силин

Савицкий Евгений Яковлевич (автор)

Подполковник Е. Савицкий 

Боевое взаимодействие истребителей и штурмовиков
// Сталинский сокол 21.08.1942

В течение долгого времени на одном из участков фронта хорошо работают штурмовики и истребители. В процессе совместной работы они провели ряд мер, которые улучшили организацию вылетов и эффективность действий истребителей и штурмовиков. Штурмовики почти не имели потерь от истребителей противника и всегда выполняли поставленную перед ними задачу.

Приступая к работе со штурмовиками, истребители первым делом позаботились об организации четкого управления и бесперебойной связи.

Они оборудовали командно-сигнальную площадку, с которой специальными знаками подаются сигналы находящимся в воздухе самолетам. Так как штурмовики взлетают первыми, то с площадки им подаются сигналы: «Ждать истребителей», «Следовать на задание», «Истребители в воздухе», «Прикрытия не будет» и т. д.

Для прикрытия взлета и сбора штурмовиков, идущих на задание, обычно поднимается в воздух группа истребителей. Когда штурмовики проходят над командно-сигнальной площадкой и самолеты принимают боевой порядок, командир истребителей дает сигналом приказ итти на цель, одновременно дублируя его по радио. В случае изменения наземной обстановки (а это может быть часто, особенно когда штурмовики действуют по переднему краю во взаимодействии с наземными войсками), с сигнальной площадки подается команда о прекращении полета или перенесении удара на другую цель.

Перед вылетом истребители подробно договариваются со штурмовиками о маршруте до цели и обратно, о количестве атак, с какой стороны штурмовики будут заходить на цель и отходить от нее, о боевом порядке штурмовиков в районе атаки и на маршруте. Такая договоренность облегчает работу истребителей и предотвращает недоразумения, которые может повлечь за собой отрыв сопровождающих от группы штурмовиков. В тех случаях, когда приходится действовать по новой цели, необходима личная встреча и обсуждение деталей полета между ведущими групп штурмовиков и истребителей.

В первые дни совместной работы были случаи, когда истребители теряли из виду «ИЛ'ов». Следуя на небольшой высоте, штурмовики сливались с окружающей местностью, и, естественно, их трудно было разглядеть с большой высоты. Чтобы избежать этого, усилить наблюдение и огневое взаимодействие при сопровождении, истребители начали прикрывать штурмовиков двумя группами. Первая – группа непосредственного прикрытия – следует вслед за штурмовиками с превышением в 500-600 м. Обязанность летчиков этой группы – не терять из виду сопровождаемых и отражать атаки истребителей противника, прорвавшихся сквозь заслон второй – сковывающей – группы. Сковывающая группа следует выше группы непосредственного прикрытия. Ее задача– связать боем противника. Таким образом получается своеобразная лестница, дающая возможность летчикам организовать хорошее наблюдение за воздухом и сопровождаемыми самолетам.

Практика показала, что, помимо групп непосредственного прикрытия и сковывающей, целесообразно выделять пару или звено так называемых снайперов. Это, как правило, наиболее опытные летчики, которые идут еще выше связывающие группы, несколько в стороне и сзади. Они отражают внезапные атаки истребителей противника. Часто немцы нападают из-за облаков. В этих случаях снайперы, летящие на значительной высоте и, стало быть, имеющие свободу маневра, выгодную позицию для атаки и преимущество в скорости при снижении, могут весьма эффективно оберегать наши самолеты от «клевков» воздушных пиратов.

Группа штурмовиков возвращалась с задания, когда из-за облаков вывалились 4 «Ме-109ф» и пытались атаковать сковывающую группу старшего лейтенанта Силина. В это время два наших истребителя летели выше группы Силина. Завидев противника, они использовали свое преимущество в высоте, стремительной атакой обрушились на «Мессершмиттов» и сбили одного из них. Остальные моментально вышли из боя и скрылись.

При сопровождении штурмовиков истребителям пришлось много раз вести воздушные бои, причем очень часто советские истребители дрались с численно превосходящим противником. Из этих схваток следует прежде всего сделать один вывод: каждый воздушный бой, навязанный врагу советскими истребителями, должен быть наступательным. В тех случаях, когда наши летчики упреждали врага и первыми наносили ему удар, они выигрывали сражение, причиняли немцам урон, сами не имея потерь. Вместе с тем были случаи, когда наши летчики не нападали, а ограничивались лишь обороной, хотя имели численное превосходство перед противником. Такие бои, как правило, кончались безрезультатно.

В боевом взаимодействии истребителей и штурмовиков немалое значение имеет прикрытие посадки возвращающихся с задания самолетов. Фашисты часто беспрепятственно пропускают наши самолеты на обратном маршруте для того, чтобы обмануть бдительность советских летчиков. А тем временем группа немецких истребителей приходит в район аэродрома и, патрулируя на большой высоте, атакует во время посадки возвращающиеся с задания самолеты.

Чтобы избежать потерь при посадке, истребители к моменту возвращения штурмовиков поднимают в воздух пару или звено самолетов, которые патрулируют на большой высоте и усиленно наблюдают за воздухом. Кроме того, на обратном маршруте из групп, сопровождающих штурмовиков, высылают вперед пару истребителей. Они становятся в круг над аэродромом и прикрывают посадку остальных самолетов. Благодаря такому порядку патрулирования предотвращаются потери штурмовиков при посадке.

Подполковник Е. Савицкий.