Барашев Дмитрий Иванович

Гетьман Николай Феопентович

Петелин Юрий Николаевич

Васильев А. (автор)

* * *

Принадлежность:

АДД

А. Васильев 

С увеличенной бомбовой нагрузкой
// Сталинский сокол 21.08.1942

За последнее время летчики Н-ской бомбардировочной части совершили сколько боевых вылетов в глубь вражеской территории, значительно превысив при этом установленный для данного типа бомбардировщиков радиус действия. Как известно, увеличение дальности полета обычно связано с уменьшением бомбовой нагрузки. Но на этот раз самолеты взяли с собой бомб не меньше, а даже больше полагающейся нормы. И тем не менее все экипажи успешно справились с ответственным боевым заданием.

Как это достигнуто? Самолеты были заблаговременно оборудованы подвесным бензобаками, благодаря чему представилось возможным увеличить дальность полета. Много инициативы и настойчивости проявил в подготовке материальной части к полетам инженерно-технический состав сумевший обеспечить безотказную эксплуатацию подвесных бензобаков в воздухе. Дополнительная бензосистема была смонтирована таким образом, чтобы исключить в полете образование воздушных пробок и подсосов воздуха в бензопроводку, создав надежный дренаж, обеспечить прочность всех конструктивных элементов бензосистемы на взлете и в то же время легкость раз'единения их при сбрасывании бензобаков. Одновременно техники старательно подогнали заборные трубки с таким расчетом, чтобы они не упирались в дно баков, и вместе с тем не были слишком короткими.

Не менее важную рель играло умелое, грамотное пользование дополнительной бензосистемой в воздухе и в первую очередь правильное включение ее. Запасные бензобаки включались на такой высоте, чтобы в случае какой-либо неожиданности можно было перевести моторы на питание из стационарной бензосистемы. Включение запасных баков производилось тогда, когда самолет находился уже в режиме горизонтального полета. Весь летный состав был заранее ознакомлен с особенностями взлета с запасными баками.

В результате тщательной подготовки на земле и грамотного использования дополнительной бензосистемы в воздухе летчикам и удалось значительно превысить радиус действия своих самолетов.

Наряду с этим серьезное внимание уделено подбору наиболее выгодных высот для полета, опять-таки с той целью, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и выиграть тем самым во времени.

На основании шаро-пилотных данных удалось установить наиболее выгодные высоты полетов, где дули попутно-боковые ветры и были благоприятны метеорологические условия. Точно придерживаясь этих расчетов, экипажи сумели добиться в воздухе экономии бензина и в то же время получить максимальное увеличение путевой скорости.

Однако составить точный прогноз на весь маршрут не было возможности, так как большая часть пути проходила над территорией противника. Здесь летчик встретили скверную погоду, начиная от гроз и кончая обледенением. В особо трудных условиях пришлось лететь экипажу Героя Советского Союза Петелина.

Экипажу пришлось приложить много настойчивости и затратить немало физических усилий, чтобы вырвать самолет из сферы непогоды и выйти на цель. Это было сделано и задание выполнено.

В таких же трудных условиях пришлось действовать экипажам летчиков тт. Барашева, Гетьмана и других. Но, несмотря на перегрузку, материальная часть самолета и вооружение работали без перебоев. Летчики имели возможность лишний раз убедиться в замечательных конструктивных качествах советского бомбардировщика, который устойчиво и прочно держится в самых тяжелых метеорологических условиях.

Опыт полетов на дальность с увеличенной бомбовой нагрузкой себя полностью оправдал. Он заслуживает широкого распространения, но при том, конечно, условии, если каждый вылет будет тщательно подготовлен на земле, а летный состав соответствующим образом проинструктирован.

А. Васильев.