Богатов Григорий Семенович

Сизов Василий Филиппович

Хлуд Борис Алексеевич

Савельев Сергей Михайлович (автор)

* * *

Принадлежность:

146 иап

Старший лейтенант С. Савельев 

Воздушные бои на Западном фронте
// Сталинский сокол 28.08.1942

Немцы перебросили в районы активных действий наших войск значительные силы бомбардировщиков и истребителей, причем последние в основном представлены самолетами «Ме-109ф». Редкий вылет теперь обходится без воздушного боя. Лишь за десять дней летчики-истребители нашей эскадрильи провели до 80 воздушных сражений.

Но дело не только в количестве. Еще более существенно то, что характер воздушного боя значительно усложнялся. Стремясь как можно эффективнее воздействовать на наши наземные войска, противник пускается на различные тактические уловки, обновляет приемы действий своих бомбардировщиков и истребителей.

Это, разумеется, требует от наших летчиков принятия соответствующих контрмер, более умелого взаимодействия в воздушном бою и самое главное – исключительной стойкости и напористости. Если летчик искусен и хитер и к тому же храбр и уверен в себе, – победа в схватке с врагом ему обеспечена. И наоборот, если летчик не может быстро разгадать маневр противника, не проявляет в бою инициативы и непреклонной воли к победе, – он может проиграть сражение.

Как известно, немецкие летчики особенно настойчиво и упорно охотятся за советскими штурмовиками. На нашем участке фронта было зарегистрировано за последнее время немало случаев, когда вражеские истребители атаковали «ИЛ'ов» не только над своей территорией, но и над расположением наших войск. Для перехвата штурмовиков противник выделял специальные группы истребителей, которые ожидали «ИЛ'ов», летая на бреющем в районе какого-либо крупного лесного массива, где они подвергались меньшему риску быть обстрелянными с земли и в то же время становились незаметными с воздуха на фоне леса.

Группе летчиков нашей авиачасти было поручено отбить у немецких истребителей желание охотиться за советскими «ИЛ' ами». Летчики тщательно продумали план действии. Прежде всего они точно определили район, где можно ожидать появления немецких истребителей-перехватчиков. Сделать это было нетрудно – штурмовики указали маршрут, каким они предполагали возвращаться с задания, и время возврата.

За несколько минут до назначенного времени четверка «ЯК'ов» появилась в условленном районе. Здесь уже рыскало несколько «Ме-109ф». Наши истребители вышли сюда с разных направлений и на разных высотах: одна пара «ЯК'ов» шла на бреющем полете, а вторая – несколько выше. Сделано это было с той целью, чтобы рассредоточить внимание немецких летчиков, разбить их строй. Хитрость удалась. Увидев наверху пару светских самолетов, часть немецких истребителей оторвалась от общего строя и пошла на сближение с ними. Лейтенант Богатов, используя свое преимущество в высоте, смело один атаковал «Ме-109ф» и сбил его. Не заметив второй пары «ЯК'ов», немцы увязались за «ИЛ'ами», которые появились с запада. Старший лейтенант Хлуд неожиданно подкрался к немецким самолетам с хвоста и один за другим поджег два вражеских истребителя.

Так в одном бою противник потерял три истребителя. Наши же самолеты, как «ЯК'и», так и «ИЛ'ы», потерь не имели.

Немцы неоднократно пускались и на такую уловку. Над полем боя появлялась группа фашистских истребителей. Они ввязывались в драку с советскими истребителями, но вели бой пассивно, ограничиваясь редкими атаками с больших дистанций, постепенно оттягивая наших истребителей на... нашу территорию. Некоторые молодые летчики поддавались на эту провокацию, входили в азарт и начинали преследовать вражеские самолеты. В это время над полем боя на небольшой высоте появлялись немецкие бомбардировщики и бомбили наши войска.

Что же нужно делать, заметив над полем боя немецких истребителей? Прежде всего ожидать вслед за ними появления бомбардировщиков и в соответствии с этим принимать то или иное решение. По опыту нашей части можно рекомендовать следующее. Истребителей прикрытии следует разбить на две группы: одна из них прикрывает наши войска от налета бомбардировщиков, а вторая в случае необходимости вступает в воздушный бой с вражескими истребителями. Главной же задачей наших истребителей остается борьба с бомбардировщиками.

При атаке вражеских бомбардировщиков следует иметь в виду одно обстоятельство. Недавно, встретив «Ю-88», я стал заходить на атаку снизу вверх. Неожиданно рядом с самолетом я увидел разрывы. Как потом было установлено, экипаж немецкого бомбардировщика сбрасывал дистанционные бомбы, которые разрываются в воздухе и могут нанести серьезные повреждения летчику атакующего самолета.

Для последних воздушных боев характерно, что они начинаются на значительных высотах, порядка 5000–5500 метров. На такой высоте немецкие истребители появляются и в районе боя. Расчет немцев прост: заранее занять наиболее выгодную высоту для атаки. Наши летчики должны учитывать это и приходить в район боевых действий на достаточной высоте. В то же время другая группа самолетов должна ходить ниже, чтобы, во-первых, не дать противнику возможности безнаказанно выйти из боя с резкой потерей высоты и, во-вторых, прикрыть выход из сражения своих товарищей.

По такому принципу мы недавно вели бой с 10 «Ме-109ф» (наших самолетов было 8). Одна группа истребителей, возглавляемая летчиком Сизовым, сначала находилась наверху, в то время как я со своей группой был в нижнем ярусе. В ходе боя наши группы несколько раз менялись местам. Делалось это так. Я отводил свою группу в сторону, незаметно для противника набирал большую высоту и сверху обрушивался на него. Вслед за мной такой маневр повторяла группа Сизова.

Этот бой окончился тем, что мы вытеснили вражеских истребителей из района, который прикрывали, и при этом повредили одни «Ме-109ф».

Как бы ни изловчались фашисты, на какие бы хитрости они ни пускались, советская авиация продолжает наносить врагу один чувствительный удар за другим, помогая нашим войскам продвигаться вперед.

Старший лейтенант С. Савельев.