Рагожин

Аполлонов Алексей Павлович (автор)

Доктор А. Аполлонов 

Культура высотного полета
// Сталинский сокол 28.08.1942

Летчик Рогожин славился в части богатырским здоровьем и удалью. Когда после выполнения боевого задания на лицах его товарищей можно было с первого взгляда заметить утомление, он оставался бодрым, как всегда, и трудно было найти следы напряжения, неизбежного в полете. Полкового врача, который подхода к нему, чтобы осведомиться о его самочувствии, Рогожин встречал улыбкой и, ласково обняв врача за плечи, говорил ему:

– Дорогой доктор! Ну на что мне ваша медицина? Я же крепкий, – во какой...

Широким, размашистым движением он раскидывал сильные руки, расправлял плечи, и от всей его фигуры веяло свежестью, ни с чем не сравнимой бодростью молодого, здорового человека.

Когда перед частью были поставлены задачи, связанные с под'емами на большую высоту, летчики предварительно совершили несколько тренировочных полетов. Рогожин также принимал в них участие. Надеясь на свои силы, летчик пренебрежительно относился к таким «нежностям», как он называл кислород. Первый под'ем до 5 тысяч метров прошел вполне благополучно, и Рагожин почувствовал себя еще более уверенно.

Когда же через некоторое время он вылетел с тем, чтобы подняться на 7 тысяч метров, то решил опять обойтись без кислорода. Сначала все шло хорошо, но вот стрелка альтиметра достигла 6 тысяч. Рогожин обратил взимание на свои руки. Они вдруг стали какими-то непривычно слабыми, а пальцы – как будто деревянными. Однако через несколько мгновений это ощущение прошло. Рогожину сразу стало необыкновенно легко и даже весело. Захотелось петь и смеяться. Впрочем, может быть летчик и смеялся, но не мог отдать себе отчета в этом. У него было ощущение слегка опьяневшего человека. А машина продолжала забираться вверх.

Как это случилось, Рогожин потом сам не мог об'яснить. Барограмма его полета показала, что он, не достигнув заданной высоты, резко снизился. Трудно сказать, что произошло в воздухе. То ли летчик потерял сознание и неуправляемая машина начала падать, то ли состояние, в котором находился Рогожин, побуждало его к непроизвольным действиям, и он пошел на снижение... Одно несомненно: летчик из-за пренебрежительного отношения к особенностям высотного полета и излишней самонадеянности не выполнил учебного задания.

Что же с ним произошло, чем были вызваны все эти странные явлении и самочувствие? Объяснение простое: организму летчика нехватало кислорода. Не надо думать, что это – случайное происшествие. Кислородное голодание сказывается на каждом человеке, летающем на большой высоте. Правда, все переносят его по-разному и на разных высотах. У одних оно выражается внезапно возникшей головной болью, усталостью, апатией, тошнотой. У других – повышенным возбуждением, потерей ощущения реальности и способности управлять своими движениями.

Сплошь и рядом, когда у летчика в условиях кислородного голода осведомляются о времени, он, взглянув на часы, говорит, к примеру: «Два сорок». На самом же деле его часы показывают 2 ч. 20 м. Это – общее явление. А индивидуальные проявления кислородного голодания бывают самыми разнообразными и неожиданными. Был даже такой случай, когда летчик, поставленный в условия недостатка кислорода, начал, петь полным голосом, прячем в его «репертуаре» оказались песни, которые как потом выяснилось, ему напевали в раннем детстве.

Чрезвычайно часто кислородное голодание сопровождается обмороками и потерей сознания, развивающимися на фоне кажущегося летчику отличного самочувствия.

Все эти явления в боевом полете могут привести не только к невыполнению задания, но и к гибели летчика. Вот почему такое большое значение имеет культура высотного полета. Мы понимаем под этим знание особенностей полета на большой высоте, подготовку своего организма, выражающемуся в соблюдении определенного режима, умение пилотировать машину в менее плотной атмосфере и эксплоатировать кислородную аппаратуру.

Этим вопросом должна интересоваться очень значительная часть нашего летного состава. На большую высоту часто приходится забираться разведчикам, бомбардировщикам и, конечно, истребителям. Но, помимо этого, к высотному полету следует быть готовым каждому летчику. На войне всякое случается. В любой момент может создаться такая обстановка, что летчик вынужден будет подняться на высоту, где нельзя обойтись без дополнительного кислородного питания.

Поэтому так важна кислородная аппаратура, требующая самого тщательного ухода и постоянного наблюдения. Недопустимое легкомыслие проявит летчик, который перед полетом не проверит состояние баллона, газопровода и маски, не убедится в исправности кислородного прибора и в герметичности всей проводки. Кислород в полете очень дорог, и ни в коем случая нельзя допускать утечки его или брать с собой недостаточный запас. Баллон надо открывать еще на земле, так как в воздухе можно упустить это обстоятельство, а когда начнется кислородное голодание, летчик уже не в состоянии будет проделать все, что следует. Если предстоит высотный полет, то маску целесообразнее надеть на земле. В воздухе, достигнув высоты, на которой уже нужен кислород, необходимо предварительно убедиться в поступлении его и лишь после этого продолжать дальнейший под'ем.

В полете нельзя неразумно расходовать кислород. Известны случаи, когда летчики, чтобы лучше себя чувствовать, начинают усиленно пользоваться запасом кислорода на сравнительно малой высоте, а при дальнейшем под'еме оказывается, что его остается мало и надо итти на снижение.

Огромное значение для летчика, боевая работа которого связана с под'емами на большие высоты, имеет подготовка собственного организма. Почетное место здесь занимает физическая закалка. К сожалению, у нас не всегда и везде это понижают и пренебрегают физкультурными упражнениями и спортом. А между тем даже в боевой обстановке и для того и для другого можно найти время и место. Для высотников, в частности, очень важно укрепление сердечно-сосудистой системы и дыхательных органов.

Почему бы, например, в свободные от полетов часы не поиграть в волейбол? Это полезно и интересно, способствует отдыху после боевого напряжения и дает прекрасную заряду перед полетами.

Пренебрежение к физической культуре и спорту – вредное явление. Оно тормозит укрепление здоровья и воспитание выносливости летчиков.

Очень помогает высотникам тренировка в барокамере. Благодаря ей человек, находясь на земле. приспосабливается к высотной обстановке, приучает к ней свой организм и познает его реакцию на высоту. В некоторых действующих авиационных частях используют для этой передвижную барокамеру. Тренировка в ней и последующие испытания в полетах показали, какую пользу приносит барокамера высотникам.

Не меньшее значение для них имеет соблюдение определенного режима. Совершенно, например, необходим сон. У нас подчас это недооценивают, считая, что не обязательно надо спать, достаточно, дескать, просто отдохнуть. Неверная это точка зрения. Летчик перед полетом должен спать несколько часов – это обеспечит сохранение нужных ему сил.

Нельзя забывать и о гигиенических мероприятиях. Очень полезны обтирание водой или мокрым полотенцем. Такой, на первый взгляд, пустяк, как невычищенные зубы, может доставить летчику много неприятных минут. Запах остатков пищи в зубах будет на большой высоте ощущаться настолько остро, что летчику станет неприятно. Другая «мелочь» – влажные носки. Часто ведь бывает так: летчик походит в теплую погоду несколько часов, ноги вспотеют, носки увлажняются. В результате из полета летчик возвращается в таком состоянии, что приходится ноги оттирать спиртом – замерзли.

Из таких «мелочей» в значительной степени и складывается культура высотного полета.

Ни в коем случае нельзя легкомысленно относиться к питанию, точнее – к его качеству. Сплошь и рядом летчика на большой высоте начинают сильно мучить колики в животе. Боль подчас становится настолько сильной, что отражается на пилотировании. В чем же дело? Заболел пилот? Ничего подобного. Просто-напросто перед вылетом он с аппетитом поел кислой капусты или горохового супа. Перед высотным полетом нельзя есть все, что хочется, а надо придерживаться определенного режима, избегая очень жирных блюд и продуктов, богатых клетчаткой.

В раз'яснении и пропаганде влияния большой высоты на организм человека главная роль принадлежит полковым врачам. Их обязанность – постоянно наблюдать за соблюдением режима, питанием и физической тренировкой летчиков-высотников, предупреждать их о всех явлениях, которые могут произойти в полете.

Высота сказывается не только на человеческом организме, но и на «организме» машине. Мы не будем здесь подробно останавливаться на методах пилотирования самолета в менее плотной воздушной среде. Напомним лишь основные отличия в поведении машины на высоте.

Наиболее характерное и значительное явление – падение запаса мощности мотора у границ высотности. Скорость вертикального под'ема постепенно уменьшается. При выполнении фигур (переворот, штопор) самолет теряет значительно больше высоты, чем в условиях плотного воздуха. На виражах машина не держит большого крена.

Эти моменты летчик обязан учитывать, поднимаясь на большую высоту, что особенно важно для молодых пилотов. Неожиданные «капризы» самолета могут не только смутить их, но и привести к печальным последствиям.

Знание всех особенностей высотного полета и соответствующая подготовка к нему дадут возможность летчикам широко использовать под'ем на высоту, если это понадобится для того, чтобы крепче и эффективнее бить врага.

Доктор А. Аполлонов.