Андрушин

Горбунов Николай Иванович

Елдашов

Ермак Леонид Иванович

Железняков

Капустянский Ипполит Петрович

Кочмарев Николай Никифорович

Кравцов Дмитрий Степанович

Матюшин Максим Антонович

Митюшкин Леонид Сергеевич

Прихода Петр Степанович

Санович Александр Григорьевич

Скособян

Трофимов Николай Петрович

Цыганков Георгий Яковлевич

Шеламов Николай Алексеевич

Якубовский Петр Григорьевич

Шелепанов Н. (автор)

Залуцкий Георгий Владимирович (автор)

* * *

Принадлежность:

31 иап, 95 гв. шап, 175 и 237 шап

Майор Н. Шелепанов; Майор Г. Залуцкий 
// Сталинский сокол 15.08.1943

Летчики помогают пехоте

Харьковское направление

В боях за харьковский плацдарм авиация играет одну из ведущих ротой. Противник ожесточённо сопротивляется, цепляясь за каждый рубеж, спешно создаёт оборонительные полосы, спешно перебрасывает подкрепления с других участков фронта. Борьба на этом направлении принимает всё более упорный характер.

После взятия Белгорода части Красной Армии успешно продвигались на юг, несмотря на ожесточённые контратаки противника, и стали обтекать Харьков с северо-запада, с востока и северо-востока. С каждым днём для переброски резервов у немцев остаётся всё меньше и меньше коммуникаций.

Воздушной разведкой было установлено, что основная масса резервов – танки, артиллерия и мотопехота – перебрасывалась по железной и шоссейной дорогам. Уничтожать и не допускать эти резервы к линии фронта – такую задачу получила наша авиачасть.

Интенсивные действия авиации по коммуникациям являются особенностью данной операции. Для обеспечения господства в воздухе наши подразделения произвели массированные удары по аэродромам противника, на которых было уничтожено много материальной части. Вследствие этого значительно понизилась активность немецкой авиации на решающих участках.

Штурмовики подразделения майора Шеламова разгромили аэродром, расположенный в районе Н. Такие же удары были нанесены по аэродромам других пунктов. Стремясь, видимо, компенсировать недостаточную активность своей авиация, немцы насытили зенитными средствами наземные войска, районы крупных железнодорожных станций и свои опорные пункты. По заявлению лётчиков – штурмовиков и истребителей – во время налётов на врага их встречали сплошной огневой завесой. Однако это не снизило эффективности наших ударов с воздуха.

Ночью легкие бомбардировщики почти беспрерывно висят над полем боя, дезорганизуют и изматывают обороняющиеся и особенно отступающие немецко-фашистские войска. С рассветом наши скоростные бомбардировщики атакуют железнодорожные узлы и оборонительные рубежи противника. С утра и до позднего вечера штурмовики действуют по железнодорожным эшелонам и автоколоннам противника.

Как только разведка донесла, что по одной из шоссейных дорог двигается большая колонна врага, немедленно вылетели две группы «Ильюшин-2». Первую шестёрку повёл лётчик Андрушин, вторую – Елдашов. Сделав по нескольку заходов и сбросив весь бомбовый груз, штурмовики, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, обстреляли немцев мощным пулемётно-пушечным огнём на бреющей высоте. Лётчик Скособян, заметив, что гитлеровцы пытаются открыть огонь из самоходного орудия, со второго захода вывел его из строя. В результате за одну штурмовку было уничтожено свыше 130 автомашин с пехотой и грузом.

Храбро и умело сражаются истребители Н-ской части. Они уничтожили в недавних боях 42 фашистских самолетов. Особенно отличились офицеры Якубовский, Горбунов, Митюшкин, Кравцов, Капустянский и другие.

Всем операциям предшествуют хорошо организованная интенсивная воздушная разведка и доразведка целей. Это позволяет настигать автоколонны и железнодорожные транспорты в самых уязвимых местах и подходить к ним внезапно. Гвардии лейтенант Кочмарев повёл большую грушу штурмовиков «Ильюшин-2» в один район. Самолёты подошли к цели в тот момент, когда на разветвлении двух дорог происходило большое движение автомашин. Разгромив колонну, лётчики иа обратном пути атаковали передний край немецкой обороны. Офицер Санович прямым попаданием взорвал склад боеприпасов: недалеко от переднего края наблюдался огромный взрыв. Налёт прошёл исключительно успешно благодаря внезапности. Штурмовики уничтожили много автомашин с грузами и пехоты врага, двигавшихся к полю боя.

При налётах на железнодорожные эшелоны штурмовики ставят перед собой первоочередную задачу – поразить паровоз, а затем бить по эшелону. Офицер Железняков – мастер прицельного бомбометания. Ha-днях с первого захода он разбил неприятельский паровоз. Группы штурмовиков под командованием тт. Цыганкова и Матюшина за одни вылет сожгли направляющиеся на фронт два эшелона противника и до 40 автомашин. На отрезке железнодорожного пути одной из дорог во время налёта полотно было взорвано в двенадцати местах.

В одном из районов немцам удалось укрепиться и задержать продвижение наших наземных войск. Сюда были немедленно посланы штурмовики во главе с младшим лейтенантом Ермаком. С первого захода «Ильюшины» подавили зенитную оборону, врага и обеспечили следующим группам более спокойную работу.

Всё новые и новые группы приходили на цель. Они умело штурмовали укреплённые позиции, взрывали дзоты. Офицеры Трофимов, Прихода и другие подавили артиллерийские позиции немцев, уничтожили много гитлеровцев, засевших в окопах. В результате помощи штурмовиков вражеский узел был взят наземными войсками, которые стали продвигаться вперёд.

Наземное командование даёт высокую оценку действиям нашей авиации. Не только рядовые бойцы, но и опытные военачальники – командиры крупных наземных войсковых соединений восхищаются работой штурмовиков. Н-ское авиасоединение получило благодарность, об'явленную лётчикам от имени командования наземных войск.

Несмотря на ожесточённое сопротивление, немцам не удаётся ослабить мощный наступательный порыв Красной Армии.

Боевые действия на Харьковском направлении показывают возросшее умение наших лётчиков, высокую оперативность и маневренность советской авиации, умелое взаимодействие с наземными войсками на поле боя. Сталинские соколы отмечают свой традиционный авиационный праздник новыми крупными боевыми успехами.

Майор Н. Шелепанов.
Майор. Г. Залуцкий.