Берестнев Павел Максимович

Гарам Михаил Александрович

Глинка Борис Борисович

Глинка Дмитрий Борисович

Голованов Александр Евгеньевич

Зеленов Николай Андрианович

Ильюшин С. В.

Красовский Степан Акимович

Лавочкин С. А.

Литаврин Сергей Гаврилович

Макаров Валентин Николаевич

Моторный Иван Порфирьевич

Науменко Николай Федорович

Новиков Константин Афанасьевич

Пилютов Петр Андреевич

Покрышев Петр Афанасьевич

Покрышкин Александр Иванович

Руденко Сергей Игнатьевич

Харитонов Петр Тимофеевич

Холодов Иван Михайлович

Яковлев А. С.

Шиманов Николай Сергеевич (автор)

Генерал-лейтенант авиации Н. Шиманов 
// Сталинский сокол 15.08.1943

В боях за честь и свободу родины

Третий раз наша страна отмечает традиционный день сталинской авиации в обстановке Великой отечественной войны. В третий раз соколы нашей родины проводят свой праздник в боях со злейшим врагом советского народа и всего цивилизованного человечества – немецко-фашистскими захватчиками. Доблестный путь проделали военно-воздушные силы Красной Армии за 25 месяцев нашей освободительной борьбы. Если в августе 1941 года наша авиация, как и вся Красная Армия, ещё не имела достаточного опыта современной войны, отчасти испытывала нехватку самолётов, то в августе 1943 года, пройдя горнило суровой борьбы, она выросла и количественно и качественно, закалилась и достигла боевой зрелости, которая делает её грозою для врага, открывает ей путь к завоеванию полного господства в воздухе.

Велика роль авиации в нынешней войне. Ещё в ноябре 1941 г. в своём историческом докладе о XXIV годовщине Октябрьской социалистической революции товарищ Сталин указывал: «В современной войне очень трудно бороться... без достаточного авиационного прикрытия с воздуха».

Авиация – это своеобразный щит наземной армии и вместе с тем её ударная мощь. Кто силён в воздухе, тот силён вообще.

На долю советской авиации в этой войне выпала исключительно серьёзная и тяжёлая роль. Военно-воздушные силы Красной Армии встретились в воздухе с хорошо вооруженным противником, наглым, самоуверенным, опьянённым лёгкими победами на западе. На советско-германском фронте столкнулись две авиационные техники, два человеческих материала. И советская авиационная техника оказалась выше немецкой, а советский воздушный воин оказался смелее и искуснее фашистского. Москва, Сталинград, Ленинград, Кавказ, Орел, Белгород, Чугуев – это вехи геройства и славы сталинских соколов, высоко поднявших традиции русского оружия, это вместе с тем вехи позора «хвалёной» гитлеровской авиации.

Уже на пятом месяце военных действий на советско-германском фронте товарищ Сталин говорил: «Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию, а наши славные лётчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов». С тех пор, как были произнесены эти слова, прошёл двадцать один месяц. За это время могущество наших ВВС намного возросло. Советские соколы, вооружённые первоклассной техникой, нанесли немецкой авиации ряд тяжёлых ударов, стали грозой для фашистских лётчиков и прочно взяли в свои руки инициативу в воздухе.

За два года войны с Советским Союзом немцы потеряли 43 тысячи самолётов, причём значительная доля их уничтожена в воздухе и на земле нашей авиацией. Тяжёлый урон понесли немцы за время своего провалившегося летнего наступления и нашего контрнаступления на Орловском и Белгородском направлениях Здесь за месяц боёв было сбито 2.492 самолёта врага. А в отдельные дни наши соколы сбивали по 200 немецких самолётов. Эти цифры красноречивей всяких слов говорят о могуществе RRC Красной Армии.

Сила нашей авиации, её успехи не случайны. Они вытекают из всего хода развития советского государства, являются плодом ленинско-сталинской политики индустриализации страны. Они – результат долголетних забот и труда советского народа, партии, правительства и товарища Сталина. Авиация у нас в стране окружена исключительным вниманием, она – любимое детище народа.

Сталинские пятилетки сыграли решающую роль в развитии советской авиации. Создав крупную машиностроительную, моторостроительную и металлургическую промышленность, советский народ подвёл могучую базу под свою авиацию. Уже к началу вероломного нападения гитлеровцев наша страна располагала мощной самолёто- и моторостроительной промышленностью, способной производить все типы современных скоростных машин. В ходе отечественной войны наша авиационная промышленность развивалась бурными темпами, обогатилась новыми первоклассными заводами и дала пашей армии самолёты, по своим боевым качествам превосходящие немецкие машины.

Выпестованный товарищем Сталиным и вдохновляемый им мощный коллектив советских конструкторов неутомимо двигается вперёд, создавая всё новые типы машин, вооружения и моторов для ВВС Красной Армии. Имена Яковлева, Лавочкина, Ильюшина сияют ярче, чем разрекламированные немцами имена Мессершмитта, Фокке-Вульфа и Хейнкеля.

Наша авиация по праву зовётся сталинской. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин – лучший друг и учитель советских лётчиков. В период мирного строительства военно-воздушные силы Красной Армии находились под неусыпным наблюдением товарища Сталина. Его заботливый взгляд, его повседневную помощь неизменно ощущали на себе наши лётчики и командиры. И теперь, в суровые дни отечественной войны, Сталин воодушевляет и ведёт в бой своих крылатых питомцев. Высокие моральные качества наших соколов, их безудержная храбрость и самозабвение в бою, их горячая преданность отчизне и лютая ненависть в врагу являются плодом сталинской закалки. И недаром народ прозвал наших лётчиков сталинскими соколами. В этом понятии воплощены концентрированная воля, смелость, трезвый риск в сочетании с высоким мастерством.

В ходе войны эффективными оказались мероприятия партии Ленина–Сталина по укреплению могущества советской авиации, по воспитанию её воздушных богатырей. Товарищ Сталин поднял советское военное искусство на уровень самого передового. Это относится в равной мере и к нашей авиации. Под сталинским руководством командиры и лётчики наших ВВС одержали крупнейшие победы, показали высокие образцы военно-тактического мастерства, доказали свою боевую зрелость.

Уже в исторической, крупнейшей в мире битве за Сталинград наша авиация с честью выдержала все испытания в обороне, помогла наземным войскам Красной Армии сдержать чудовищный натиск врага, крепко поддержала с воздуха наш контрудар и приняла участие в разгроме и уничтожении окружённой группировки немцев. Невиданное ещё по своим масштабам воздушное сражение под Сталинградом окончилось пашей победой. Превосходство советской техники и советского лётчика было продемонстрировано во всей полноте.

Печать зрелого военного искусства, тактической грамотности, творчества лежит на действиях нашей авиации в боях за овладение Орлом, Белгородом, Чугуевым и в сражении за Харьков. Наши авиационные командиры овладели гибкой тактикой маневрирования, искусством чёткого взаимодействия родов авиации и взаимодействия с наземными войсками. Бои на Орловском и Белгородском направлениях характерны действиями огромных масс авиации с обоих сторон. Уже одно это требовало исключительно высокой организованности, умелого взаимодействия и твёрдого управления боем. И наша авиация оказалась здесь на высоте.

Советские истребители сорвали многочисленные массированные удары немецких бомбардировщиков в период неудавшегося июльского наступления врага и обеспечили надёжное прикрытие наших войск сначала в обороне, а затем в наступлении. Советские штурмовики, дневные и ночные бомбардировщики и нанесли ряд сокрушительных ударов по наступающим танкам и пехоте врага на поле боя и на подходах к нему. Ещё до начала немецкого наступления наша дневная и ночная бомбардировочная авиация методично била по скоплениям и коммуникациям врага, нанеся ему серьёзный урон и этим в определенной мере ослабив силы фашистского зверя, готовившегося к прыжку.

Такое же мастерство проявили советские авиационные командиры и лётчики в период нашего наступления на Брянском и Харьковском направлениях. Тесно взаимодействуя с пехотой и танками, советская авиация помогла взломать передний край обороны врага, подавляет его сопротивление на промежуточных рубежах, содействуя развитию нашего наступления в глубину.

Термин «авиационное наступление» всё крепче входит в боевой обиход наших ВВС. В боях за Орал, Белгород, Харьков ярко отражена мобильность нашей авиации, способность наших командиров в нужный момент на нужном направлении сосредоточивать в кратчайший срок большие массы авиации или, иначе говоря, огромную огневую мощь.

За время отечественной войны в составе советской авиации вырос и закалился многочисленный отряд выдающихся мастеров воздушного боя. У каждого из них на счету по 15–20 и более сбитых самолётов противника. У этих воинов особые черты. У каждого из них большой опыт, свой стиль борьбы, классическое мастерство ведения воздушного боя, подкрепляемое величайшей смелостью. Всех их об'единяет одно: они великолепно владеют техникой пилотирования, исключительно точно стреляют из своих пушек и пулемётов, в совершенстве сочетают огонь и маневр. Таких первоклассных лётчиков называют асами. Советский ас – это самый образцовый и опытный, самый храбрый и дисциплинированный воин.

На Кубани такими прославленными асами являются Герои Советского Союза лётчики А. Покрышкин, братья Глинки, Берестнев и другие. На Ленинградском фронте огромной популярностью пользуются асы Герои Советского Союза Пилютов, Покрышев, Литаврин, Харитонов, Зеленов и другие. На Брянском и Харьковском направлениях гремят слава асов Героев Советского Союза Новикова, Макарова, Моторного, Гарама, Холодова и многих других.

Асы – драгоценный актив ваших ВВС, их авангард. Воспитание новых сотен асов, правильное использование их в боях – одно из важнейших условий завоевания господства в воздухе.

Возросшее искусство наших авиационных штабов, командиров и лётчиков явилось результатом их настойчивого самосовершенствования, как того требовал в своих приказах Верховный Главнокомандующий. Именно упорное изучение боевых уставов, освоение опыта войны, стремление неуклонно поднимать уровень своего военного мастерства венчают их боевые действия победой.

Врат потерпел серьёзное поражение и в воздухе и на земле. Но было бы неправильно считать, что немецкая авиация настолько подточена, что неспособна уже к серьёзным ударам. Она ещё располагает силами и пытается с воздуха поддержать свои отступающие войска, чтобы затормозить, приостановить наше наступление. Наша авиация призвана сорвать эти попытки вражеской авиации: с одной стороны, надёжно прикрывать свои наступающие войска, с другой – безраздельно завоевать небо над полем боя.

В своём приказе от 24 июля Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин дал высокую оценку нашим лётчикам: «Проведенные бои по ликвидации немецкого наступления показали высокую боевую выучку наших войск, непревзойденные образцы упорства, стойкости и геройства бойцов и командиров всех родов войск, в том числе артиллеристов и миномётчиков, танкистов и лётчиков».

В этом же приказе отмечены отличные боевые действия лётчиков авиационных соединений: маршала авиации Голованова, генерал-лейтенанта авиации Красовского, генерал-лейтенанта авиации Руденко и генерал-лейтенанта авиации Науменко.

Сталинские слова одобрения и сталинская забота зажигают сердца соколов родины, зовут к беспощадному истреблению гитлеровских захватчиков.

Советский народ и Красная Армия трезво учитывают силы врага и трудности дальнейшей борьбы, но они твёрдо уверены в своей победе. Чтобы эта победа наступила скорее, нужно ещё более настойчиво совершенствовать своё боевое мастерство, не допускать и тени зазнайства, самоуспокоенности. Нужно с упорством и отвагой, свойственными советским воинам, наносить врагу ещё более крепкие удары в воздухе и на земле.

День авиации зовёт лётчиков к новым победам во имя окончательного разгрома немецких захватчиков и очищения от них нашей священной советской земли.