Передовая статья 
// Сталинский сокол 20.08.1943

Пара – основа боевого порядка

Великая отечественная война советского народа против немецких захватчиков многому научила наши авиационные кадры. Она обогатила тактику советской авиации рядом новых приёмов, применение которых в бою дало возможность нашим лётчикам обеспечить за собой господство в воздухе. Одной из таких новых тактических форм было появление пары как основы построения боевых порядков истребительной авиации.

Пара – наименьшая организационная и боевая единица, позволяющая осуществлять взаимодействие в бою. Сила пары достаточна для уничтожения одиночных самолётов противника. Гибкая и маневренная, пара позволяет наиболее легко и просто сохранять боевой порядок и обеспечивать взаимодействие между отдельными истребителями. Теперь уже каждый лётчик-истребитель знает, что успех воздушного боя зависит прежде всего от чёткого, согласованного, хорошо налаженного взаимодействия внутри и между парами, а это в свою очередь достигается отличной слётанностью напарников.

Некоторые авиационные командиры и лётчики считают, что пара слеталась, если истребители умеют ходить на сомкнутых интервалах и выдерживать дистанцию. Такая точка зрения ошибочна и потому вредна. Вполне слётанной можно считать лишь такую пару, в которой ведомый по малейшим движениям самолёта ведущего чувствует, что предполагает делать командир, и почти автоматически воспринимает все его сигналы.

Начало подготовке слётанной пары кладётся в авиационной школе и в запасном полку. Здесь пилоты учатся главным образом держаться в боевом порядке. Дальнейшей же отшлифовкой слётанности надо заниматься в действующих авиационных частях. Подготовку пары необходимо совместить с вводом в строй нового пополнения. Начав боевую работу, молодой лётчик обязан совершенствоваться в умении летать парой под руководством опытного командира. Идя ведомым у бывалого лётчика, он может учиться правильно держать дистанцию и интервал, обеспечивающие наилучший обзор. Ведущий обязан детально познакомить своего напарника с тем, как надо действовать во время воздушного боя. Само собой разумеется, что подготовку слётанной пары необходимо начинать на земле. Без твёрдой договорённости о всех действиях в воздухе и без строгого соблюдения этой договоренности не может быть слётанной пары. Обучая ведомого на поле боя, следует предоставить ему больше самостоятельности. Командир пары должен меняться с ним местами. В иных случаях при выгодных условиях полезно дать ведомому первому произвести атаку и надёжно прикрыть его при выходе из неё.

К сожалению, ещё и сейчас немало таких авиационных частей, где не все лётчики соединены в пары, где многие истребители летают на боевые задания с кем попало, часто узнавая, кто напарник, перед самым полётом. Подобное положение нетерпимо. Необходимо добиться, чтобы лётчики-истребители выпускались в полёт только со своими напарниками. Нужно произвести постоянное закрепление лётчиков в парах, оформив это приказом по части.

Личная дружба между ведущим и ведомым – важнейшее условие возникновение крепкой, слётанной пары. Поэтому подбирать напарников надо так, чтобы двух лётчиков, кроме всего прочего, связывали дружба, глубокое понимание товарища, доверие друг к другу. Надо всячески поощрять эту дружбу, скреплённую в бою, всеми силами сохранять пару. Опыт показал, что если пара слётана хорошо и лётчики связаны неразрывной дружбой, – они непобедимы.

В Н-ской гвардейской части, например, есть несколько замечательных, отлично слётанных пар, где ведущий и ведомый неизменно вместе летают на самые различные боевые задания, понимают малейшее движение товарища, в бою крепко стоят один за другого. При наличии таких пар командиру легко управлять боем, сохранять боевой порядок и осуществлять взаимодействие внутри группы. Одной из лучших в этой части считается пара Горбачевский–Зайцев. Вот как известный на Ленинградском фронте ас Горбачевский отзывается о своём напарнике Зайцеве:

– Я просто счастлив, что у меня такой ведомый. Это внимательный лётчик, который понимает ведущего с полуслова. Я могу с ним итти в любой бой и всегда буду спокоен. Зайцев со мной, – значит всё в порядке. Он ни при каких обстоятельствах не потеряется и не бросит.

Примером настоящей слётанности и согласованного взаимодействия являются также пары, о которых мы рассказываем сегодня в корреспонденции «Победы трёх ведомых».

Однако не все ведущие могут дать хорошую оценку своим напарникам. Есть ряд фактов, когда ведомый отстаёт от ведущего или нарушает маневр пары. Иной действует по собственному усмотрению или просто выходит из боя в тот момент, когда его помощь больше всего нужна. Так было с лётчиком Трофимовым. Идя в паре, он самовольно вышел из боя, подставив ведущего под удар нескольких «Мессершмиттов».

Взаимная выручка в бою – железный закон для советских лётчиков. Благородный, смелый воин готов в любую минуту ринуться на помощь товарищу. Но одной удали здесь недостаточно. Взаимная выручка может быть обеспечена лишь в том случае, если в воздушном бою участвует отлично слётанная папа.

Обязанности внутри пары в полёте, как показал опыт, должны распределяться следующим образом: командир пары сосредоточивает своё внимание на поиске противника в передней полусфере. Он же наблюдает сигналы с земли. Ведомый прикрывает командира от внезапной атаки, сосредоточивая внимание главным образом на поиске противника в задней полусфере. Сохраняя в основном своё место в боевом порядке, ведомый временами обязан делать отвороты на 15–30 градусов, для лучшего просмотра задней полусферы. Ведомому не к чему часто менять своё положение в полёте, т. е. метаться из стороны в сторону, затрудняя тем самым наблюдение ведущего за своим напарником.

Воздушный бой не терпит шаблона. В каждом отдельном случае, исходя из обстановки, ведущий или ведомый обязан принять такое решение, чтобы обеспечить себе свободу маневра, защитить хвост самолета товарища и взять инициативу боя в свои руки.

Ведомый, как известно, отвечает за обеспечение действий своего командира, за сохранение его жизни, но в такой же мере и командир должен отвечать за своего напарника. Поэтому неправильно всю вину за каждый неудачный бой сваливать на ведомого, а каждую удачу записывать на счёт ведущего. Боевая практика показывает, что от того, как ведущий держит себя в воздухе, зависят и поведение ведомого.

Пара – основа боевого порядка, поэтому никогда, ни при каких условиях, даже в самой тяжёлой обстановке, она не должна распадаться. Согласование взаимодействовать с товарищем, поддерживать и выручать друг друга таким должен быть девиз истребителей, отлично сработавшейся пары.