Воронов Василий Федорович (автор)

Майор В. Воронов 

Авиаразведка в горах
// Сталинский сокол 11.09.1942

Высокогорный театр военных действий имеет свои особенности и усложняет боевую работу авиации. Воздушным разведчикам приходится выполнять свои задачи в трудных условиях. Пути сообщения в горах, где движутся войска, проходят по ущельям, теснинам и главным образом по долинам горных рек. При наличии густой растительности, особых метеорологических условий в горах обнаружить войска, установить приблизительную численность и определить их род – сложное дело. Чтобы успешно выполнить его, разведчик должен хорошо знать условия, с которыми приходится сталкиваться при полете в горной местности. Каковы же особенности ведения воздушной разведки в условиях высокогорного театра военных действий?

Метеорологические особенности. Как правило, в горной местности в утренние часы по долинам рек и в ущельях висят густые туманы. С 10–11 часов дня над вершинами гор начинается развитие мощных кучевых облаков, которые к полудню и приблизительно до 16 часов дня закрывают почти все вершины гор. Одновременно с этим поднимается туман из долин рек и ущелий. К исходу дня облачность уменьшается, но зато ущелья и долины рек снова заволакиваются туманом.

Таким образом, наилучшее время для воздушной разведки в горах – утреннее, от 7 до 9 часов, и вечернее, – от 16 до 19 часов. Это, время значительно облегчает выполнение задачи по разведке и по другим причинам. Обычно в указанные утренние часы противник начинает движение, а в вечерние часы – останавливается и располагается на ночевку. Это дает возможность установить места сосредоточения вражеских войск и особенно автомашин, так как движение последних ночью в горах сопряжено с большими трудностями. При наличии крутых поворотов и спусков движение без освещения опасно, а если зажечь фары, то это демаскирует колонны.

Ориентировка в горах. Отсутствие ярких, хорошо заметных линейных ориентиров (крупные населенные пункты, железные дорога, большие реки) сильно затрудняет ведение детальной ориентировки. Выход на цель и отыскивание ее сопряжено с большими трудностями. Поэтому летчик-разведчик должен хорошо знать горные районы, их особенности, знать расположение малозаметных и однообразных линейных ориентиров. Общая ориентировка в горах большой трудности не составляет.

Высота полета в первую очередь определяется рельефом местности. Высокие горы заставляют вести полет на высоте 4–5 тысяч метров. К летчику пред’являются большие требования по технике пилотирования. Сильные восходящие и нисходящие воздушные потоки над вершинами гор и лесными массивами затрудняют управление самолетом. Создается сильная «болтанка». Самолет прижимает к горам, особенно в тот момент, когда полет происходит на уровне вершин гор или в ущельях.

Если полет совершается недалеко от грозовых туч, то «болтанка» сильно увеличивается, и самолету угрожает опасность даже в тот момент, когда он находится вне сферы электрических разрядов. В таких случаях грозовые тучи следует обходить или совершать полет над ними.

На большой высоте приходится исходить над ледниками и снежными вершинами. Яркий свет ослепляет летчика, поэтому рекомендуется применять очки со светофильтрами.

Климатические условия. Воздушные разведчики обязаны знать климатические условия горных районов, часто отличающиеся друг от друга. Когда в одном районе ясная погода, в соседнем может быть густой туман или низкая облачность. Необходима хорошо изучить горные пути своего района действия, расположение перевалов, ущелий и горных рок.

Гарные реки имеют свои особенности. После выпадения больших осадков приток воды увеличивается. Создается впечатление, что перед тобою многоводная бурная река. Но через некоторое время вода спадает, и там, где раньше клокотали водопады и буруны, виднеются лишь белые камешки. В таких случаях не следует смущаться резким изменением вида горных рек. Это вполне нормальное законное явление.

Отыскивание цели. Обнаружить противника в условиях горно-лесистой местности нелегко. Найти врага в горах, установить приблизительную его численность, род войск может только разведчик, хорошо подготовленный для работы в горных условиях.

На равнине мы видим непрерывную длинную дорогу. Иное дело в горной местности. Здесь мы можем просматривать только короткие отрезки дорог, которые обрываются на поворотах, закрываются густыми зарослями. Особенно трудно просмотреть дорогу. На перевале, когда на протяжении 5 километров дорога делает от 5 до 10 извилистых витков, а самолет это расстояние пролетает в течение нескольких секунд. Здесь требуется острый глаз разведчика, чтобы своевременно обнаружить войско врага.

Присутствие войска на дороге можно определить по таким характерном признакам: дым костров, походных кухонь, пыль. Передовую линию фронта можно легко установить по разрыву артиллерийских и минометных снарядов. Большое сосредоточение войск обычно прикрывается несколькими группами истребительной авиации.

Воздушные разведчики нашего фронта имеют некоторый боевой опыт по ведению авиаразведки в горах. Опыт учит следующему.

Фашистские войска совершают движение в условиях горно-лесистой местности, используя малогабаритные машины. Двигаются они небольшими группами по нескольку машин вплоть до больших перевалов, где дорога переходит в горные тропы. В дальнейшем переход уже совершается при помощи горно-вьючных средств. Поэтому следует обращать внимание даже на отдельные машины, которые в общем итоге могут составить не только подразделение, но даже целую часть.

Так, например, в одном пункте разведчики Н-ской части обнаружили одиночные машины. Но когда летчики последовали вглубь и прошли над ущельем, то установили, что отдельные группы автомашин принадлежали целой войсковой части. Была обнаружена хорошая цель. Через короткое время наши самолеты произвели здесь штурмовой налет.

Разведывательный полет в горах должен совершаться по линейным ориентирам – вдоль дорог, ущелий, рек. Прямолинейного маршрута при разведке в данной местности быть не может. Техника просмотра коренным образом отличается от разведывательного полета над равнинной местностью. При полете по мало пересеченной местности визуальное наблюдению ведется под углом до 45°. В горах же при таком положении мы будем видеть только вершины гор, склоны и подошвы высот, а места движения войск просматриваться не будут.

Просмотр предметов следует производить, глядя вертикально вперед под самолет. Например, пролетая над ущельем или дорогой, мы смотрим строго вниз и оглядываем все предметы, проходящие по курсу самолета.

Опыт показал, что при помощи аэрофотос'емки можно добыть очень ценные сведения о противнике. Во всех случаях воздушной разведки в горах надо прибегать к фотоаппарату. На пленке зафиксируетея все, что скрывается в глубоком ущелье и на дорогах.

Техника фотографирования в горах ничем не отличается от обычной с'емки. Следует лишь внимательно подходить к определению масштаба с'емки, выбору средней проекции от уровня моря. Чтобы занять определенную площадь и не иметь разрывов, полет следует совершать значительно выше горных хребтов.

Авиаразведка в горах – ответственнейший и сложный вид боевой работы авиации. К воздушной разведке в горах следует подходить исключительно серьезно, каждый полет тщательно готовить и посылать в разведку только хорошо подготовленных, опытных летчиков.

Майор В. Воронов.