Передовая статья
// Сталинский сокол 11.09.1942

Организованность и дисциплина

Современный бой в огромной мере насыщен огнем и маневром. Сражающиеся стороны бросают в действие быстроподвижные средства. Обстановка меняется буквально ежечасно не только на земле, но и в воздухе, поскольку авиация действует в тесном контакте с наземными войсками. Пожалуй, ни один род войск не дает такого простора для маневрирования, как воздушные силы. Но это-то и накладывает серьезную ответственность на летчиков и командиров. Успех всякой воздушной операции, выполняемой, как правило, в интересах наземных частей, решают слаженность, быстрота и уменье в действиях летчиков, инженерно-технического состава, работников тыловой службы и командиров, их дисциплинированность, стойкость и упорство.

Особенно велика ответственность в современном бою у командира – организатора победы. Если он хочет добиться этой победы с минимальной затратой сил и средств, что является неоспоримой предпосылкой во всяком сражении, он обязан быть предельно выдержан и организован, суров, требователен и непримирим к малейшим промахам в боевой работе летного и технического состава, штаба и службы материального обеспечения.

Сознание командира, его энергия всегда должны направляться в одну точку: как можно выше поднимать эффективность своих ударов по врагу, как можно больший урон наносить ему. Волевой, мужественный и дисциплинированный авиационный начальник ежедневно и ежечасно спрашивает себя:

«Все ли сделал я, чтобы мое звено, эскадрилья, полк, соединение сегодня сражались еще лучше, злее, искусней, чем вчера? Все ли звенья моей части действуют уверенно, тактически грамотно и с четкостью часового механизма взаимодействуют с другими родами авиации? Все ли люди дерутся смело и мастерски, нерушимо выполняют боевой приказ? Все ли сделал я сам, чтобы управление боевой деятельностью части было гибким, инициативным, чтобы оно обеспечивало самую высокую мобильность и эффективность?».

Враг, с которым мы ведем войну за независимость и честь родины, – сильный и коварный противник. Он использует каждый наш промах, ошибку, нестойкость и недисциплинированность отдельных людей. Остановить, отбросить, разгромить такого врага можно при наличии исключительной дисциплины и выдержки, уменья обратить против захватчиков все мощь грозной техники, которой располагает Красная Армия.

Немецкая авиация еще сильна. Враг напрягает все силы, он способен еще бросить на отдельных направлениях значительные массы бомбардировщиков и истребителей и всячески маневрировать ими, стремясь сковать наши воздушные силы и своими ударами ослабить сопротивление наземных войск. Наша задача – умело парировать эти попытки врага и в свою очередь искусно осуществлять аэродромный маневр, быть сильнее врага в воздухе в нужный момент и в нужном месте. Наносить немцам массированные удары в воздухе и на земле, изнуряя и обескровливая их в обороне и в наступлении. Не только не отдавать неба противнику, но упорно и решительно добиваться господства в воздухе!

Дисциплинированный, преданный родине воздушный воин никогда не отступит от приказа. Для него безоговорочное и точное исполнение боевого задания – вопрос чести. Дисциплинированный, стойкий летчик, как правило, – боец, отлично владеющий техникой и безукоризненно оберегающий ее. В части, где командиром тов. Савицкий, славятся летчик лейтенант Конев. Он лично сбил уже 12 фашистских самолетов. При этом его самолет не получил ни одной царапины. И не случайно: боевые успехи Конева – результат того, что он хорошо изучил сильные стороны своего истребителя, знает его мотор, вооружение, хорошо отработал технику пилотирования, ухаживает за машиной, как за верным, любимым другом. Конев, как и многие ему подобные летчики нашей авиации, верит в свою машину, полон жгучей воли к борьбе. Он знает, что техника сама по себе мертва. Но техника в руках дисциплинированного, храброго и разумного бойца творит победу.

Мужественный и непреклонный воин бдителен и расчетов в бою, осмотрителен на взлете и посадке. Он требователен к себе и к техническому персоналу; он никогда не сошлется на так называемые «неполадки», мешающие выполнить задание, сочтет позором для себя невылет вследствие «технических причин».

Война вносит много нового в тактику борьбы, она неизменно требует непрерывном движения вперед, обновления, обогащения своего опыта, совершенствования своего тактического и боевого мастерства. Это – одно из главных условий победа. Но было бы наивно думать вместе с тем, что война отменяет правила взлета, посадки, образцовый порядок на старте или борьбу за фактор времени, за нерушимый порядок в боевом строю. Напротив, все вопросы организации боевой работы авиации, изложенные в наших уставах, требования наставлений по полетам, эксплуатации самолетов, аэронавигации и т. д. становятся еще более острыми, злободневними, и несоблюдение их может приводить к небоевым потерям, к срыву приказов и серьезным ошибкам в боевых операциях.

В части, где комиссаром тов. Дорофеев, в течение двух дней произошли три неудачных посадки и взлета с поломками машин. К этому привела недисциплинированность летчиков, нарушивших полетные правила. Однако безобразные факты не получили должной оценки в коллективе, а нарушители остались безнаказанными. Иначе поставлено дело в части, которой командует Герой Советского Союза капитан Гринев. Малейшая оплошность, ошибка, тем более авария обсуждаются в коллективе, на виновника накладывают взыскание. Удивительно ли, что в части нет теперь происшествий и аварий.

Уживаться во время войны с расхлябанностью, проявлять либерализм к нарушителям воинского порядка, дисциплины, – значит играть врагу на-руку. Если в части имеют место небоевые потери, срывы заданий, если истребители теряют в полете бомбардировщиков, если велик процент неисправных машин, то здесь наверняка нетребователен, бездеятелен командир.

Нынешняя война пред'являет исключительно высокие требования к личные качествам летчика и командира. Стойкость, дисциплина и организованность каждого из них служит решающим фактором в бою.

Только тот летчик может считать себя подлинным сыном своей родины, кто каждый шаг своей боевой работы расценивает с точки зрения интересов нацией конечной победы над заклятом врагом, кто порученное задание осуществляет непоколебимо, пламенно и вместе с тем хладнокровно, расчетливо, сокрушая все преграды, истребляя врага; кто постоянно улучшает свое боевое искусство и добивается все новых побед.

Только тот командир может считаться на высоте вождения войск, кто личным примером и твердой рукой насаждает у себя в части дисциплину, порядок и уменье воевать. Планируя бой, организуя взаимодействие, осуществляя аэродромный маневр и заботясь о материально-техническом обеспечении сражения, командир обязан сделать все от него зависящее, чтобы ни одно из звеньев не подвело.

Красная Армия ведет сейчас кровопролитные бои, рассчитанные на то, чтобы измотать, истребить, обескровить ненавистных немецких грабителей, отбросить и разгромить их. Чем выше будет дисциплина и организованность наших бойцов и командиров, тем скорей мы решим эту основную задачу, тем быстрее мы очистим нашу родину от гитлеровских мерзавцев.