Курский Иван Федорович

Рагозин Александр Михайлович

Земляной Владимир Георгиевич (автор)

Батальонный комиссар В. Земляной 

Так надо готовиться к зиме
// Сталинский сокол 18.09.1942

Подготовку к зиме в батальоне аэродромного обслуживания, которым командует майор Курский, начали еще в июне. Основные работы в это время велись на летном поле. Было решено не только улучшить рабочую площадку, но одновременно подготовить ее к осенне-зимней эксплоатации.

Опыт прошлого года показал, насколько важно зимой укатывать полосу с учетом не только рельефа аэродрома, но и розы ветров. Поэтому для выбора направления взлета были привлечены командиры полков и начальник метеорологической службы. Их участие помогло избрать наиболее выгодное направление полосы. После этого аэродромная команда приступила к работам. Прежде всего был выровнен грунт. Почва здесь оказалась песчаной, с плохой растительностью, поэтому на полосу было завезено до двух тысяч кубометров чернозема.

Много пришлось потрудиться над тем, чтобы создать стоки воды. Надо было не только отрыть кюветы, но и достать трубы, с тем, чтобы сделать подземный сток. Первоначально было решено применить деревянные желоба. Опыт других аэродромов показал, что такой метод устройства стоков вполне рентабелен. Но здесь к этому прибегнуть не пришлось, так как представилась возможность использовать старые канализационные трубы.

Таким образом уже к концу августа летное поле было целиком готово для эксплоатации осенью. Но работы по подготовке к зиме этим не исчерпывались. Надо было привести в порядок прицепные механизмы для укатки снега, отремонтировать тракторы, спецтранспорт, инструмент для расчистки поля.

Прошлой зимой при укатке снега выявилось, что лучшим средством для этого являются волокуши, на подготовку их и обратили главное внимание. Старые волокуши были обшиты железом во избежание задира. Кроме того подготовили несколько штук и новых. Всего сейчас на аэродроме имеется 21 волокуша. Такой запас поможет зимой избежать трудностей, когда в напряженные дни возможны частые поломки. Приведены в порядок катки. Теперь они поставлены таким образом, чтобы впереди шли два катка, а позади один перекрывающий; это улучшает укатку и облегчает ходовую часть. Катки будут применяться после волокуш.

Об'ем работ на аэродроме был очень велик. Однако все сделано своевременно, причем только силами бойцов аэродромной команды. Этот факт очень показателен. Дело в том, что на других аэродромах нередко можно услышать жалобы на нехватку рабочих рук. Как показывает опыт работы этого БАО, подобные жалобы неосновательны.

Секрет успеха состоит в том, что комендант аэродрома старший лейтенант Рагозин сумел правильно спланировать работу. На каждый месяц, вплоть до осени, у него составлен подробный план, предусмотрена расстановка сил, указаны нормы работы, изысканы средства. Инициативный руководитель, тов. Рагозин сумел широко использовать подручный материал, проявил достаточно изобретательности. Об этом свидетельствует, например, такой факт. Комендант решил заново построить склад для имущества аэродромной службы. Заготовил лес, распилил его, а когда здание было почти готово, оказалось, что нет кровли. Тогда, посоветовавшись с плотниками, старший лейтенант решил крыть склад дранкой. Для этой цели был немедленно сделан простой ножевой станок по планам одного из рабочих команды. Три бойца за неделю покрыли крышу дранкой с шестикратным перекрытием. Кровля получилась прочная и достаточно долговечная.

Но инициативе коменданта отстроены новые землянки для личного состава, отеплена стационарная маслогрейка с таким расчетом, чтобы рядом, в тепле можно было работать плотникам. У Рагозина, как у расчетливого хозяина, предусмотрено все. В складе лежит более тысячи лопат с новенькими черенками, полсотни ломов на случай заносов. Приведено в порядок стартовое имущество, тщательно вымыты полотнища. Склад пополняется комуфляжной краской. Ничто здесь не забыто при подготовке к зиме.

На аэродроме заготовлено несколько саней для развозки масла. Дело в том, что во время заносов не всегда удается под'ехать к самолету на ВМЗ. Помимо того, нередко приходится заправлять одиночные самолеты, для которых достаточно один-два бачка масла, и нет смысла зря гонять автотранспорт. Изготовлены сани очень просто: на розвальни поставлен отепленный опилками ящик с отсеками, плотно закрывающийся крышкой. Кроме таких саней, сделаны приспособления для подвозки масла вручную. На старых самолетных лыжах снят верхний короб. К днищу приделан также отепленный ящик. Сюда вмещается два-три бачка.

Батальон аэродромного обслуживания в полной готовности встретит осеннюю распутицу и зиму. В течение всего лета, наряду с основной работой по обслуживанию боевых полков, личный состав БАО трудился над тем, чтобы обеспечить полеты в более сложных зимних условиях.

К сожалению, не везде так подходят к этому важному делу. Некоторые командиры чувствуют себя временными гостями на аэродромах, что немало мешает им провести работу, о которой шла выше речь. Неосновательны жалобы на недостаток подсобных материалов, запасных частей для ремонта транспорта, на нехватку рабочих рук. Опыт БАО, о котором здесь рассказано, опровергает и эти мотивы, якобы мешающие работе. Там, где по-большевистски взялись за дело, успех налицо. Именно так и надо готовиться к зиме, используя оставшийся небольшой срок.

Батальонный комиссар В. Земляной.