Ануфриев Константин Николаевич

Ковзан Борис Иванович

Конев Георгий Николаевич

Коротков Николай Сидорович

Манов Андрей Михайлович

Найденов Николай Алексеевич

Сомов Иван Константинович

Тщедушнов Василий Иванович

Шаров Николай Павлович

Мотуз Иван Фомич (автор)

* * *

Принадлежность:

20 и 744 иап

Старший лейтенант И. Мотуз 

Ведущий и ведомый
// Сталинский сокол 25.09.1942

Присмотритесь к нашим летчикам, и вы увидите, что чаще всего они держатся парами. Старший лейтенант Шаров дружит с лейтенантом Коротковым, старший лейтенант Манов – со старшиной Сомовым и так далее. Эта боевая дружба основана на совместной работе в воздухе. Шаров обычно идет ведущим, Коротков – ведомым. Я, бывало, ходил ведомым за своим учителем и другом майором Коневым.

Война подсказала, нам, что самый лучший боевой порядок – это строй пар. Пара – первичное и неразрывное звено, ведущий и ведомый – это одно целое. От того, насколько они спаяны, насколько сработались, в значительной степени зависит успех в бою. Их первое и основное правило – взаимная выручка. Они защищают друг друга даже ценой собственной жизни. Самое позорное для них – вернуться в одиночку.

Ведущий в паре – это командир, полностью отвечающий за все действия. Ведомый – подчиненный, выполняющий все замыслы командира и оберегающий его от нападения сзади. При этих условиях пара является по-настоящему боеспособной. Если ведомый начинает принимать решения отдельно от ведущего – он ненадежный товарищ.

Все это проверено кровью во многих боях. Наши летчики тщательно выбирают себе ведущих, и майор Найденов посылает в паре именно тех, кто крепко сдружился.

Какие же выгоды имеет слетанная пара? Какие преимущества дает строй, состоящий из пар?

Хорошую, крепкую пару трудно застать врасплох. Даже при неожиданном нападении на нее враг рискует своей шкурой, и его наскок не остается безнаказанным. Однажды мы шли в паре с майором Коневым. Я был ведомым. Нас заметила пара «Ме-109ф», находившаяся выше. Один немец остался вверху, другой спикировал на мой самолет сзади. Я уловил момент и отвернул, предупредив ведущего трассой короткой очереди. Немец, выводя машину из пике после неудачной атаки, принужден был проскочить недалеко от Конева. Майор довернул и очутился у немца в хвосте. Хорошая очередь сняла фашиста с неба. Второй летчик, увидев гибель своего собрата, поспешил скрыться.

Если бы даже я не заметил атаки и был подбит немцем, все райю майор Конев заметил бы трассу его стрельбы и в любом случае наказал стервятника. Атаковать сзади тесно спаянную пару не так-то просто.

Еще трудней атаковать ее в лоб. Я видел результаты такой атаки, когда на нашей участке фронта появилась группа «красноносых фрицев». Эти отборные головорезы возомнили себя такими непобедимыми «ассами», что довольно дерзко шли на лобовые атаки. Однажды четверка «Ме-109ф» пошла в лобовую на нашу четверку. Но, видя нашу решимость, трое фашистов отвернули, а один, самый упорный, пошел на старшего лейтенанта Тщедушнова. Не дойдя метров шестьсот, он дал очередь и вывел машину вверх, вправо, боевым разворотом. Старший лейтенант Ануфриев, который был ведомым, очутился в хвосте фашиста и зажег его машину прицельным огнем метров с двухсот.

Строй из нескольких пар, управляемых по радио, является наиболее удобным и маневренным. При силе современного огня истребителей самое вредное – держаться в куче. В любой бой – на сопровождение, на разведку и на штурмовку – нужно итти рассредоточившись, чутко реагируя на то, что происходит в воздухе.

Шестерка наших истребителей прикрывала бомбардировщиков. Четверо были в ударной группе и шли несколько выше, двое – в группе непосредственного прикрытия охраняли хвосты пикировщиков с близкой дистанции. При подходе к цели группу атаковала шестерка «Мессершмиттов». Ведущий по радио приказал четверке связать «Мессершмиттов» боем, а паре не отходить от пикировщиков, чтобы дать им возможность выполнить задание. Немедленно одна наша пара набрала высоту, другая пошла в лобовую на немцев.

Излюбленный прием «Ме-109ф» – атака с пикирования и выход из нее с набором высоты. Отскакивая на высоту, они стремились уйти от лобового удара и очутиться у нашей пары в хвосте. Но это им не удавалось. В то время как старшие лейтенанты Шаров и Ковзан били их снизу, старший лейтенант Тщедушнов встречал их вверху. В результате один «Ме-109ф» был сбит Шаровым, а остальные ушли, не солоно хлебавши. Пикировщики отбомбились отличмо и вернулись на свой аэродром.

В воздушных боях может быть много непредвиденных, острых моментов. Бывает такое положение, когда решать нужно в одну секунду. И всегда ведомый должен следовать за ведущим, не дрогнув.

Священна и овеяна славой боевая дружба советских летчиков. У истребителей она нашла свое конкретное выражение в создании слетанней пары, в которой ведущий и ведомый составляют единое звено.

Старший лейтенант И. Мотуз.
Северо-Западный фронт.