Балашов

Дунаевский

Зайцев

Козловцев

Сливко

Горев Александр Михайлович (автор)

Подполковник А. Горев 

Тактика ночных истребителей врага
// Сталинский сокол 25.09.1942

Возрастающие удары нашей ночной бомбардировочной авиации заставляют немцев все чаще и чаще применять ночные истребители. Гитлеровцы выделяют для этой цели лучших своих летчиков. Однако советские воздушные стрелки, невзирая на темноту, быстро обнаруживают врага, разгадывают его уловки и поражают фашистов прицельным огнем. Так, воздушные стрелки Н-ской части тт. Козловцев, Балашов, Дунаевский и Зайцев за последние несколько дней сбили по одному немецкому ночному истребителю.

Какой тактики придерживаются ночные истребители противника? Обычно они патрулируют над об'ектами, имеющими военно-стратегическое значение, летают на разных высотах. Чтобы не мешать друг другу и избежать столкновения в воздухе, истребителя ходят по кругу с зажженными фарами.

Истребители имеют по две фары, которые расположены на плоскостях. Стараясь отыскать наших бомбардировщиков, немецкие летчики поочередно включают фары и для большего обзора делают эволюции по горизонтали и вертикали. Если им удастся поймать в луч наш бомбардировщик, они стараются не упускать его до тех пор, пока не произведут атаку.

Летают ночные истребители обычно парами и реже в составе звена. Заметив наш самолет, они идут на сближение, подходят к нему сзади на одной высоте. Как только расстояние сокращается до 100–150 метров, один из самолетов дает свет и открывает огонь. Другой истребитель в это время фары не включает. Он идет в стороне и, пользуясь тем, что цель освещена соседом, тоже открывает огонь, примерно под ракурсом от ¼ до ¾.

Появление истребителя противника сзади с включенными фарами – самый ответственный момент для воздушного стрелка. От правильности его решения, находчивости и хладнокровия зависит судьба всего экипажа и, следовательно, выполнение боевой задачи. Заметив вражеский истребитель, воздушный стрелок должен немедленно открыть по нему огонь. Одновременно нужно сообщить своему летчику о появлении врага, чтобы тот мог сделать соответствующий маневр и выйти из-под удара второго истребителя противника.

Стрелку, который беспрерывно ведет наблюдение за воздухом и в случае опасности принимает быстро и правильно решение, ночной истребитель противника не страшен.

Советский бомбардировщик подходил к цели. Воздушный стрелок Козловцев зорко следил за воздухом. Ночь была темная, тучи заслонили луну. Вдруг сзади, примерно метрах в двухстах, стрелок разглядел черное пятно, озарявшееся короткими вспышками пламени. Пятно приближалось. Сомнений не было – это шел ночной истребитель врага. Козловцев немедленно сообщил об этом командиру экипажа Сливко, а сам приготовил пулемет. Через некоторое время резкий свет озарил нашу машину. Это зажглись фары ночного ночного истребителя противника. Воздушный стрелок Козловцев сделал все от него зависящее, чтобы упредить врага. Он мгновенно прицелился и дал три очереди из крупнокалиберного пулемета. Вражеский самолет будто подбросило вверх, а затем он накренился на левое крыло и, как горящий факел, полетел вниз.

В тот момент, когда Козловцев вел огонь, летчик Сливко пошел со снижением, чтобы не дать возможности произвести атаку другим вражеским истребителям, если они здесь окажутся. Такая предосторожность командира экипажа оказалась не лишней. С левой стороны действительно был второй немецкий истребитель, который, не включая фары, приготовился открыть огонь. Врагу удалось даже выпустить одну пулеметную очередь, которая слегка повредила колпак бомбардировщика. Однако, увидев гибель своего напарника, второй фашист предпочел быстро скрыться. Экипаж бомбардировщика выполни свою задачу отлично.

Бывает и так, что фары включает не только сзади идущий истребитель противника, но и второй фашистский самолет, который следует где-нибудь сбоку. Правда, делает он это несколько позднее, для того чтобы лучше прицелиться, а в первые секунды идет с потушенными фарами, стремясь незаметно подойти к бомбардировщику поближе и атаковать его. Видимо, этот прием немцы применяют для того, чтобы сразу ослепить воздушного стрелка и таким образом добиться победы. В данном случае успех будет на стороне того стрелка, который быстро ориентируется в сложившейся обстановке, разгадает маневр противника и откроет по нему уничтожающий прицельный огонь.

К бомбардировщику, где находился воздушный стрелок Дунаевский, сзади слева подошел вражеский истребитель. Отбив атаку, стрелок заметил второй немецкий самолет, который зашел с другой стороны. Чтобы лучше прицелиться, немец отключил фару примерно на дистанции 150 метров, Дунаевский упредил врага, дал по нему прицельную длинную очередь. Немецкий истребитель вспыхнул. Советский бомбардировщик продолжал выполнять свое задание.

Если немецким ночным истребителям не удается подловить наших бомбардировщиков над целью, то они нередко пускаются на такую уловку: как только бомбардировщики отваливают от цели и направляются на свой аэродром, истребители врага, которые в этот момент ходят где-то в стороне, стараются пристроиться к ним и в удобный момент произвести атаку. Вражеские летчики рассчитывают на ослабление внимания воздушных стрелков. Наличие немецких истребителей в районе действия наших бомбардировщиков легче всего определить по следующему признаку: если при подходе к об'екту усиленно работают прожекторы и молчит вражеская зенитная артиллерия, значит, жди появления вражеских истребителей. В этот момент требуется особое внимание от всего экипажа и в первую очередь от воздушного стрелка.

Опыт успешно проведенных воздушных боев с ночными истребителями и наблюдения воздушных стрелков дают оонования полагать, что немцы направляют своих истребителей на наших бомбардировщиков при помощи радио. Это подтверждается тем, что ночные истребители врага сравнительно легко ориентируются в воздухе и стараются помешать нашим бомбардировщикам именно в тот момент, когда им надо сбросить бомбы.

Чем лучше советские летчики изучат тактику ночных немецких истребителей, тем успешнее они будут выполнять боевые задании командования.

Подполковник А. Горев.
Западный фронт.