Передовая статья
// Сталинский сокол 25.09.1942

Образцово готовиться к зиме

Советская авиация вступает во вторую боевую зиму. Это весьма ответственный период для военно-воздушных сил; он имеет свои особенности и трудности. Зима, естественно, усложняет работу летного и технического состава. Вместе с тем интересы родины, которой угрожает серьезная опасность, требуют, чтобы зимой сила ударов сталинских соколов по наземному и воздушному противнику не только не ослабевала, но, напротив, всемерно усиливалась. Для того чтобы остановить и разгромить немецко-фашистские разбойников, их надо бить зимой и осенью еще крепче, чем летом. Ни на день не прерывать боевой работы, громить врага, невзирая на стужу, туманы, дожди!

Сейчас важнейшая задача инженеров, техников, механиков, работников тыла и аэродромного строительства – энергично готовить к зиме всю материальную часть.

У нас есть все возможности встретить зиму во всеоружии. Наша авиация располагает для этого достаточными материально-техническими средствами и опытными кадрами, хорошо овладевшими искусством зимней эксплоатации. Весьма показательны итоги прошлогодней зимы. В то время как вражеская авиация испытывала серьезные трудности, наши авиачасти, несмотря на жестокие холода и метели, продолжали интенсивно громить немцев с воздуха. Мы можем и обязаны вторую боевую зиму встретить еще более организованно и умело, теперь же осуществить все подготовительные работы вплоть до самых мелких, дабы зимой ни одно задание, ни один вылет не были сорваны. В этом – воинский долг, дело чести инженерно-технического состава и работников БАО.

Во время подготовки к зимней эксплоатации предстоит осуществить ряд уже известных по прошлому году мероприятий и вместе с тем решить новые вопросы, что требует от наших инженеров и техников особенно вдумчивого и инициативного подхода к делу.

Полным ходом должна развернуться подготовка винтомоторной группы, планера самолета, специального оборудования и стрелково-пушечного вооружения для действий при низких температурах. Своевременно следует позаботиться о теплых чехлах, проверить, исправить и отеплить системны охлаждения и смазки, шланги, трубопроводы, радиаторы, тщательно просмотреть систему запуска, обеспечив образцовую чистоту и герметичность воздухопроводов. Надо в срок, заменить летнюю смазку зимней, широко применять разжижение масла бензином, что даст и экономию моторесурсов и надежность запуска моторов при низких температурах.

Решающее значение во всей зимней эксплоатации будут иметь средства аэродромного обслуживания и, в частности, средства подогрева. На каждой аэродроме к началу зимнего периода все подогреватели должны быть собраны, отремонтированы и испытаны в действии. Наряду с этим надо проверить и исправить средства водо-маслозаправки и бензозаправки, подготовить весь аэродромный инвентарь и создать все необходимые условия для полевого ремонта зимой. Зимой потребность в сжатом воздухе значительно возрастает. Нельзя допустить перебоев в боевых вылетах из-за нехватки баллонов или неисправности компрессоров.

Один из центральных вопросов подготовки к зиме – обеспечение подогрева и запуска моторов. Поддержание моторов в тепле путем периодических запусков их не разрешено. В арсенале наших техников и инженеров есть ряд других надежных и экономных средств (подогрев теплым воздухом от АПЛ-1 п РП-4, одноблочный подогрев, каталитические печи и др.), которые позволяют запускать моторы так же быстро и доброкачественно, как и летом. Применение в этом деле новшеств обеспечивает экономию моторесурсов и горючего, постоянную готовность матчасти и облегчает работу технического состава. Но, разумеется, нужный эффект будет достигнут в том случае, если инженеры и техники хорошо усвоят новые методы работы зимой и будут придерживаться их настойчиво и предельно точно.

У нас в авиации много инженеров с техникой, обладающих большим опытом финской войны и зимы первого года отечественной войны. Рядом с ними работает и молодое техническое пополнение. Их умение и знания неоднородны. В интересах дела «старики» обязаны поделиться с молодежью своим теоретическим багажом и практическими навыками. Необходимо уже теперь повсеместно проверить, как технический состав знает инструкции по зимней экоплоатации, насколько овладел опытом работы прошлой зимы и учел ошибки. Полезно и нужно провести по всем этим вопросам занятия и конференции.

Важнейшее звено зимней эксплуатации самолетомоторного парка – авиационный тыл. На плечи работников тыловой службы ложится не меньшая ответственность за успех подготовки к зиме, чем на инженеров и техников. Особое значение приобретает автотранспорт. Бесперебойное снабжение частей боеприпасами, горючим, продовольствием во многом будет определяться состоянием и работой автотранспорта. Люди, работающие на автомашинам и спецавтомашинах, командиры и комиссары автотранспортных рот также куют победу летчиков на земле. В каждом батальоне аэродромного обслуживания деятельность авторот надо взять под особый контроль командования, проверять знания всех водителей и не допускать к работе на автомашинах тех, кто не обладает нужной квалификацией. Пора понять, что успех каждой боевой операции немыслим без четко налаженного автомобильного хозяйства.

Серьезные задачи ставятся перед работниками аэродромного строительства. Подготовка к зиме будет неполноценной, если летные поля окажутся не в порядке. Обеспечить бесперебойную работу авиации на колесах в зимних условиях – главная задача службы аэродромного строительства. Немедля следует наметить к очистке от снега и привести в готовность взлетные полосы. Заранее подготовить катки, гладилки, сани для вывозки снега, заготовить лопаты, добиться быстрейшего ремонта автотракторного парка, во-время сформировать и проинструктировать команды для очистки аэродромов от снега. На каждом аэродроме должна быть своя командир, который отвечал бы в течение всей зимы за подготовку к полетам. Расчистка аэродромов – большое, трудоемкое, мероприятие, но оно позволяет в нужных масштабах вести зимой боевую работу на колесах и тем самым сохраняет возможность широкого и оперативного использования летно-боевых качеств матчасти.

Во всей зимней подготовке техническому составу и работникам тыла нужно проявлять предприимчивость, сметку и напористость. Касается ли это средств подогрева либо ремонта моторов, автотранспорта, подготовки и утепления земляник, или заготовки маскировочных материалов – во всех случаях нельзя полагаться только на помощь из центра, на плановое снабжение. При желании и энергии на своем аэродроме или у соседей можно найти немало нужных материалов и запасных частей. Мобилизация внутренних резервов – большое государственное дело.

Инженеры и техники, работники авиационного тыла! Шире развертывайте энергичную подготовку к зиме, ведите ее с большевистским огнем, пропитайте ее духом соревнования! Пусть каждый из вас проникнется сознанием глубокой ответственности перед родиной, перед сталинскими соколами, которые, не жалея сил и крови, громят врага. Пусть ваша самоотверженная работа, отличная подготовка к зиме послужат основой еще более сокрушительных ударов советских летчиков по гитлеровским разбойникам!