Аробелидзе Александр Константинович

Жиденко Мария

Тауб Самуил Бенционович

Гончаренко К. (автор)

Воентехник 1-го ранга К. Гончаренко 

Восстановление изношенных деталей методом гальванопокрытия
// Сталинский сокол 25.09.1942

Масштабы и напряженность боевых действий в войне с гитлеровской Германией потребовали от ремонтной сети ВВС Красной Армии быстрого и высококачественного ремонта всех видов материальной части – самолетов, авиамоторов, авиавооружения, спецмашин и т. д. Вместе с тем восстановление неисправных боевых самолетов необходимо производить с минимальным расходом запасных частей и материалов, специальных сталей, цветных металлов.

В этих условиях исключительное значение приобретает восстановление изношенных и поврежденных деталей различиями техническими способами, в числе которых основное место занимает метод гальванопокрытий, то-есть покрытие поверхности изношенных деталей хромом, медью и цинком.

Этот метод чрезвычайно эффективен. Например, при эксплоатации хромированных цилиндров стойкость их увеличивается по сравнению с нехромированными в 5 раз, а по другим деталям – в 6–8 раз.

Положительными свойствами хромового покрытия является твердость, сопротивление износу, вязкость и благоприятные механические напряжения в слое хрома.

Метод гальванопокрытий применялся и до войны. Однако широкое развитие в ремонтной сети ВВС он получил за последний год. Ныне производственная мощь цехов хромирования ремонтной сети ВВС составляет 250% по отношению к середине 1941 года.

Резко расширилась также и номенклатура деталей, восстанавливаемых методом гальванопокрытий. Она насчитывает теперь свыше 500 различных наименований деталей самолетов, авиамоторов, авиавооружения, спецмашин. Важнейшее место в этой номенклатуре занимают такие дорогостоящие ходовые детали, как цилиндр авиамотора, поршневые пальцы, коленчатые валы и другие. За год войны ремонтной сетью ВВС восстановлено методом хромирования свыше 100.000 единиц.

При современном развитии твердого хромирования осуществление его не представляет особых трудностей. Технический процесс хромирования заключается в подготовке (шлифовке) изношенных деталей, имеющей целью придать им первоначально требуемую форму, и в самом хромировании, которое производится в растворе хромового ангидрида. После хромирования некоторая часть восстановленных деталей подвергается окончательной механической обработке, главным образом, полировке.

Недавно проведенные сборы начальников гальванических цехов авиамастерских и инженеров ремонтных отделов фронтов и военных округов способствовала дальнейшему развитию и применению метода гальванических покрытий в авиамастерских ВВС КА.

В результате сборов выявлены передовики-энтузиасты, вложившие немало труда и инициативы в дело восстановления изношенных авиадеталей методом гальванопокрытий. Эти передовики приказом командующего ВВС КА награждены ценными подарками.

Начальник цеха военинженер 3-го ранга Аробелидзе, до войны инженер-металлург Запорожстали, сумел организовать мощный цех хромирования. Тов. Аробелидзе не только освоил в короткий срок восстановление цилиндров авиамотора, поршневых пальцев и ряда деталей спецмашин, но и подготовил 12 специалистов-хромировщиков.

Мария Жиденко, старший мастер цеха, является одним из пионеров применения хромирования в ремсети ВВС. Она освоила и наладила хромирование коленчатых валов моторов нового типа, что ранее казалось невозможным. Энтузиаст своего дела, Мария Жиденко наладила восстановление вкладышей коленчатого вала, грибков клапана, пальцев шатуна и т. д. Не так давно эти наношенные детали списывались как дефектные и шли на лом. Тов. Жиденко проявила себя не только как технолог, но и как конструктор. Она разработала ряд типовых приспособлений – подвесок для хромирования, применяющихся теперь во всей ремонтной сети ВВС (например, подвески для коленчатого вала, шатунных пальцев). За период ее работы мощность цеха увеличилась в два раза, а количество выпускаемой продукции в десять раз.

Начальник цеха, старший техник-лейтенант Тауб, одним из первых в ремсети ВВС освоил восстановление цилиндров хромированием. Он разобрал типовую подвеску для хромирования цилиндров моторов воздушного охлаждения. Руководимый им цех полностью использует имеющуюся мощность оборудования. Тов. Тауб неустанно заботится об экономной расходовании сырья и материала.

Большие задачи стоят перед работниками гальванических цехов ремсети ВВС. Эти задачи в основном сводятся к тому, чтобы освоить восстановление изношенных деталей новых авиамоторов и самолетов; наладить восстановление электролитическим путем антифрикционного сплава подшипников, вкладышей и втулок; развить применение меднения и цинкования некоторых деталей взамен хромирования; освоить восстановление деталей из алюминиевых сплавов; создать небольшие гальванические установки во всех авиамастерских, использовав для этого самолетные динамомашины и аккумуляторы.

Воентехник 1-го ранга К. Гончаренко.