Сахонов

Сожин Григорий Борисович (автор)

Майор Г. Сожин 
// Сталинский сокол 17.09.1943

Летчики расчищают дорогу пехоте

Юго-западнее Харькова

В последние дни разыгрались ожесточённые бои на флангах наших наступающих войск в районе сильно укреплённых немцами населённых пунктов. Неприятелю, однако, не удалось удержаться на этих оборонительных рубежах, и в этом большая заслуга действовавшей здесь авиации. При взламывании немецких узлов сопротивления и прокладывании пути наземным войскам большую роль сыграли лётчики. Действуя непосредственно на поле боя, они наносили непрерывные массированные удары по вражеским огневым позициям, танкам, скоплениям живой силы и т. д.

Район немецкой обороны изобилует лесными массивами, рощами, оврагами. Всё это враг использует, чтобы любой ценой сдержать натиск советской пехоты. Наша штурмовая авиация действовала здесь на узком участке фронта – шириною в два километра. Лётчики одного лишь подразделения в течение двух дней уничтожили и повредили около 70 танков, свыше 300 автомашин, истребили более 1.000 солдат и офицеров.

Через 20–30 минут к полю боя шли группы штурмовиков по 12–18 самолётов. Каждая группа висела над полем боя в течение 15 минут, делая не менее 5–6 заходов. Тем временем подходила новая группа «Ильюшин-2». Таким образом с утра до позднего вечера противник подвергался массированному авиационному воздействию.

Если в первый день борьбы за этот узел сопротивления у немцев было сравнительно мало зенитных средств, то уже на следующий день «Ил'ы» действовали в условиях сплошного зенитного огня. Однако лётчики воевали смело и решительно, мастерски применяя противозенитный маневр.

Несмотря на огромное количество произведенных самолёто-вылетов и яростный зенитный огонь противника, наши штурмовики имели лишь единичные потери. Что способствовало этому? «ИЛ'ы» заходили на цель, всё время изменяя способ атаки. В одном случае они атаковали с высоты 1.100–1.200 метров, а в другом – с бреющего полёта и этим дезориентировали немецких зенитчиков.

Успеху действий штурмовиков способствовало умелое управление авиацией. Авиационный командир с радиостанцией наведения и управления находился на НП наземных войск, непосредственно у линии фронта. Это давало возможность по мере необходимости перенацеливать «Ильюшиных». Десять «ИЛ'ов» во время первого захода бомбили живую силу врага. Второй заход по приказанию с НП, был совершен по открывшим огонь артбатареям. Группе Сахонова была поставлена задача – нанести удар по одному населённому пункту. В это время сюда уже прорвались наши танки. «ИЛ'ы» получили по радио приказ перенести удар на другое направление, где были замечены автомашины и танки противника.

К концу второго дня авиационной обработки пехотинцы ворвались на восточную окраину большого населённого пункта. Они отбросили противника на запад, и узел сопротивления немцев пал.

Поставленная перед штурмовиками задача – расчистить путь наземным войскам – выполнена блестяще. Об этом свидетельствуют и показания пленных, в частности унтер-офицера Эрнста Пфенинга, который заявил: «Действия советской авиации страшны. Только в результате одного налёта мы потеряли 20 танков».

Не удержавшись на важном оборонительном рубеже, враг, преследуемый нашими надомными частями, откатывается всё дальше на запад.

Майор Г. Сожин.