Кравченко Григорий Авксентьевич

Мохненко

Саечко

Сластин

Семенов И. (автор)

* * *

Принадлежность:

391 БАО

Полковник И. Семенов 
// Сталинский сокол 17.09.1943

Подготовка тылов ВВС к осенне-зимнему периоду

Наша славная Красная Армия успешно продвигается на запад, освобождал от немецко-фашистских захватчиков города и населённые пункты. Все виды авиации принимают активное участие в ожесточенных сражениях, развернувшихся на фронтах отечественной войны. Теперь уже немыслима ни одна операция без участия воздушных сил. Это положение ещё раз подчеркивает, что советская авиация должна работать слаженно и чётко в любое время года.

На работников авиационного тыла возлагается большая, ответственная задача – своевременно и отлично подготовиться к осенне-зимнему периоду, чтобы обеспечить бесперебойную деятельность авиации, как в осеннюю распутицу, так и в морозы. По мере продвижения наших наземных частей фронтовая авиация, особенно истребительная, перебазируется на новые места, которые ещё совсем недавно находились в руках противника. Немецко-фашистские разбойники, отступая под ударами Красной Армии, стараются разрушить всё, что возможно. Они взрывают взлётно-посадочные полосы и лётные поля, уничтожают аэродромные постройки и минируют всё, что не успевают разрушить. Поэтому нашим батальонам аэродромного обслуживания, перебазирующимся на новые места, наряду с обеспечением боевой работы авиации приходится серьёзно заниматься восстановительными работами.

Мы имеем за плечами две военные зимы, в течение которых накопили богатейший опыт эксплоатации аэродромной сети и авиационной материальной части. Сейчас надо учесть абсолютно все положительные и отрицательные явления, имевшие место в прошлом, чтобы не повторять старых ошибок.

Подготовка к осени и зиме аэродромов и всего аэродромного хозяйства является основным мероприятием ближайших дней. Правильный выбор аэродромов, предназначенных к осенне-зимней эксплоатации, точное определение их количества – вот с чего надо начинать в частях и соединениях подготовительную работу. Для этого необходимо точно изучить по имеющимся планам характер каждого аэродрома, его рельеф, почво-гpvнтовые особенности и состояние дернового покрова. Лучше всего использовать аэродромы, имеющие песчаные и супесчаные грунты с хорошим дерновым покровом, при этом учесть, выходили ли они из строя в период весенней распутицы текущего года. Там, где нет планов, следует их составить и произвести нивелирную с'ёмку в соответствующих масштабах, после чего приступить к окончательному выбору аэродромов и посадочных площадок.

При подготовке лётного поля к зиме очень важно устранить имеющиеся на поле неровности: выбоины, колеи, нескошенную траву и т д., которые при позёмках и метелях способствуют образованию сугробов и наносов. Ещё до начала заморозков все колеи, рытвины, кочки и другие неисправности на лётном поле необходимо выравнять и укатать, привести в порядок дренажи, водостоки и открытые канавы.

Образцом отличного проведения дренажных работ на аэродроме, расположенном в болотистой местности, может служить с Н-ский БАО, где специально выделенные команды, возглавляемые инженером Саечко, сделали подземный отвод воды, проведя для этой цели 400 метров деревянных труб. В этом БАО под руководством тов. Мохненко были использованы все подручные пиломатериалы и лес, из которого уже изготовлены катки, трамбовки и другие механизмы для зимней эксплоатации. Из железных отходов и утиля в местных мастерских изготовлены железные болты, скрепляющие деревянные части механизмов. Всё сделало капитально и добротно. Как и в прошлом году, эксплоатационная годность аэродромов будет поддерживаться расчисткой снега и частичной укаткой взлётно-посадочных полос. Поэтому АТР всех батальонов должны знать соответствующие размеры взлётно-посадочных полос фронтовых аэродромов, на которых будут укатывать снежный покров, а также размеры рулёжных дорожек и места стоянок самолётов.

Расчистку ВПП следует производить на полосах с искусственным покрытием или с твёрдым грунтом, располагая их по весенней розе ветров на водораздельных участках или на южных скатах лётного поля. Полосу, подготовленную путем укатки снегового покрова надо располагать по господствующим зимой ветрам, преимущественно на северных скатах лётного поля для наиболее длительного поддержания её в период распутицы.

Поверхность лётного поля как на уплотнённых, так и расчищенных полосах должна быть ровной и иметь несущую способность не менее 5 кг/см2 и плотность но менее 0,5.

Как очистка, так и уплотнение снега требуют применения – средств меха низании.

В БАО, где отсутствуют катки и гладилки, а также сани для гужевой и тракторной тяги, необходимо изготовить этот простейший инвентарь своими силами. БАО должны, как и в прошлом году, широко использовать местное сырье и рабочую силу в производстве и подготовке инвентаря и средств отепления самолётов и не загружать ж.-д. сеть переброской тех материалов, которые находятся под руками.

Не менее важной является своевременная подготовка автомобильно-тракторного парка и автоспецтранспорта. Путём ремонта и профилактических осмотров надо заранее подготовить к зимней эксплоатации ВМЗ, автостартеры, тракторы, автомашины. Батальоны аэродромного обслуживания должны стать исключительно мобильными, учитывая, что им придётся часто перебазироваться на новые места. Поэтому автотранспорту, могущему поднять и перевезти всё имущество БАО в самый короткий срок, будет принадлежать ведущая роль. Надо так организовать перебазирование батальона, чтобы последний за сутки мог полностью развернуться на новом месте и начать обслуживание действующих авиационных частей.

В этом отношения поучителен опыт БАО, где командиром майор Кравченко. Этот батальон почти все время находится в движении, следуя на новые места базирования авиации. Тем не менее в БАО взяты на учёт спецматериалы и отремонтировано всё имущество, необходимое для работы осенью и зимой. Автотранспорт отремонтирован, колеса имеют цепи, спецмашины приведены в полный порядок. БАО даже в пути организует подготовку и закупку лопат, саней и других средств механизации для очистки снега, чтобы на новом месте в самые короткие сроки обеспечить боевую работу авиации.

Совсем иную картину мы имеем в БАО, те командиром майор Сластин. Находясь довольно далеко от фронта и обслуживая незначительное количество авиации, батальон совершенно не ведёт подготовки к зиме. Здесь нет даже плана подготовки, плохо обстоит дело с ремонтом автотранспорта и тракторного парка, нет катков, гладилок и лопат. Работники БАО, видимо, не поняли всей серьёзности возложенных на них задач, а ведь осень и зима уже не за горами.

Дело чести личного состава каждого БАО со всей серьёзностью подготовиться к зиме.

Имея в виду, что в батальоны приходит новое пополнение, рекомендуется провести специальные краткосрочные сборы, на которых разобрать особенности работы БАО осенью и зимой. Главным образом это касается молодого шоферского состава, который должен освоить работу и эксплоатацию автотранспорта, спецмашин и тракторов при поездках по глубокому снегу, в метель, гололедицу и т. д. Такие сборы, несомненно принесут большую пользу, улучшат обслуживание автомашин и продлит сроки их работы.

Надо категорически воспретить до наступления заморозков использовать на аэродроме ВМЗ и автостартеры. Для этой цели в осенний период могут с успехом служить обыкновенные автомашины, оборудованные утепленными бочками для воды и масла и снабжённые ручными насосами для заправки автомашин. Необходимо добиться, чтобы все средства подогрева и отепления самолёта, такие как ВМЗ и автостартеры, после приведения их в порядок были сохранены до наступления холодов.

Помимо подготовки аэродромов и инвентаря к зимней эксплоатации, святой обязанностью БАО является обеспечение быта и питания лётчиков в зимний период. Своевременно снабдив лётно-технический состав тёплым, крепким обмундированием, надо заранее позаботиться и о создании общежитий, офицерских клубов. Будь то деревенская изба или землянка, её нужно должным образом утеплить, создать уют, чтобы офицерский и сержантский состав авиационных частей мог культурно провести свободное от боевой деятельности время, заняться учёбой, почитать газету, посмотреть кино.

Наряду с этим на обязанности БАО лежит строительство землянок или других тёплых помещений для ремонта самолётов и хранения авиационной резины, фотохимикалий, спецприборов, а также этиловых жидкостей и специальных смазок. Осенняя распутица, хотя и менее многоводная, чем весенняя, всё же в некоторых местах затрудняет подвоз горючем и боеприпасов на передовые аэродромы. Поэтому необходимо отремонтировать мосты и под'ездные пути, подвезти запас щебня, шлака и хвороста для укладки в пониженных местах и на косогорах. Вместе с тем следует создать необходимый запас ГСМ и боеприпасов, особенно в тех местах базирования БАО, которые наиболее подвержены осенней распутице.

Одновременно с ремонтом дорог и мостов надо предусмотреть места возможных заносов в зимний период и заранее поставить соответствующие заграждения.

Работы, которые должны проводить РАБ и БАО, готовясь к осени и зиме, исключительно многообразны. Хозяйский глаз, смекалка и изобретательность, мобилизация всего личного состава на осуществление этих важнейших мероприятий помогут батальонам с честью выполнить все поставленные перед ними задачи и обеспечить бесперебойную боевую деятельность авиации осенью и зимой.

Полковник И. Семенов.