Герои публикации:

Чернышев С. (автор)

Лейтенант С. Чернышев 
// Сталинский сокол 29.09.1943

Разведка водной переправы

Разведку водной переправы противника лучше всего производить экипажем одиночного самолёта. При этом важно установить не только место переправы, но и определить расположение зенитных средств, её прикрывающих, чтобы соответственно строить свои заходы. Совсем не обязательно в такой разведывательный полёт включать фотографирование: опытный разведчик, даже проходя стороной, может визуально проследить не только за тем, где переправляются немцы, но и установить, что они переправляют.

В разведывательный полёт на водную переправу надо посылать лучший, подготовленный экипаж. Ещё на земле он должен хорошо изучить наземную обстановку, отлично знать район разведки, чтобы иметь возможность предположить, где немцы могут наводить свои переправы. Скорость, высота и время полёта должны быть отработаны со всей тщательностью. Разведчику только ставится задача, то есть указывается район разведки; маршрут и высота полёта – дело самого разведчика.

Из практики я могу сделать вывод, что благоприятным условием для разведки переправы является облачность высотой 1.000–2.000 метров. Если облаков нет, то надо использовать высоту, учитывая, что переправы хорошо просматриваются и фотографируются даже с 3.000–5.000 метров.

Очень часто немцы хитрят и маскируют свои переправочные средства, опуская их под воду на 30–40 сантиметров. Кроме того, с берега убирается всё то, что может привлечь внимание разведчика. В таких случаях надо обращать внимание на наезженность дорог и скопление техники поблизости от реки. Мне приходилось наблюдать, как тщательно немцы прокладывают дороги к местам своих фальшивых переправ. Неопытный разведчик может принять за чистую монету какой-нибудь фанерный мост, тем более, если к нему будут вести дороги. Чтобы окончательно ввести заблуждение разведчика, противник прикрывает ложные переправы огнем ЗА.

Поэтому надо просмотреть район пошире и обратить внимание, откуда идут дороги к переправе, есть ли поблизости скопления людей и техники. Однажды, подойдя к реке, я сразу заметил мост и ведущую к нему большую наезженную дорогу. Кругом было пустынно, мертво. Не иначе, как это была ложная переправа. Пройдя вдоль реки, я километрах в пятнадцати от этой «переправы» увидел на берегу скопление танков и автомашин. Но моста никакого не было. Отойдя в сторону я начал наблюдать за этим местом. Вскоре увидел, как с берега прямо в реку двинулась колонна танков. Река в этом мест была глубокой, но танки шли, словно по поверхности. Не было никакого сомнения в том, что у противника здесь построен подводный мост. Вскоре бомбардировщики подтвердили правильность моего вывода.

Противник прибегает и к другим приёмах, стремясь обмануть бдительность разведчика. Переправы на день разводятся или им придаётся вид разрушенных. В таких случаях надо внимательно просматривать берег реки вверх и вниз по течению. Понтоны немцы всегда уводят вверх по реке, а на ночь стягивают к месту переправы. По фотоснимку дешифровщик может установить степень годности моста или переправы.

Дневную разведку переправ лучше производить со стороны солнца, а при облачности просматривать в «окна». Если над переправой патрулируют вражеские истребители, надо отойти в сторону, просмотреть тем временем реку в другом месте, а потом снова вернуться на старое место. От преследования противника мы на своём типе самолёта легко уходим с набором высоты. На «Петляков-2» некоторые разведчики предпочитают скрываться от преследователей пикированием с последующим переходом на бреющий. Здесь всё зависит от качества машин и мастерства лётчика.

В настоящей статье я не говорю о таких элементарных вещах, как ориентировка на маршруте, умение быстро передать по радио замеченное и т. д.

Само собой разумеется, что на разведку переправ целесообразно направлять экипажи, уже имеющие навыки в этой области.

Лейтенант С. Чернышев.