Афанасьев Евгений Иванович

Васильев Степан Иванович

Иванов Михаил Сергеевич

Ковецкий

Митрохин Степан Иванович

Молотовников Игорь Яковлевич

Нежнов Николай Никитович

Попов

Самохин Николай Ермолаевич

Терентьев

Яшин

Корчагин Владимир Матвеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

11 орап

Капитан В. Корчагин 
// Сталинский сокол 29.09.1943

Живучесть самолета

Вопрос о живучести самолёта обычно вызывает много споров среди техников и лётчиков. Называют самые различные сроки боевой годности машины, причём подкрепляют свои доводы довольно общими рассуждениями. Факты же говорят о том, что продление жизни самолёта зависит от правильной его эксплоатации и бережного отношения к материальной части со стороны технического и лётного состава.

Недавно исполнилась годовщина боевой службы бомбардировщика «Петляков-2» № 2033019. Прошло больше года, как этот самолёт вышел из цехов завода. Однако он сохранил не только свои лётные качества, но даже окраска и весь внешний вид его не заставляют желать лучшего.

Живучесть этой машины – прямой результат упорного труда и усилий лётчиков, техников, механиков и мотористов.

«Петляков-2» № 2033919 сделал за год около двухсот вылетов, из них 90 проц. боевых. Он выполнял самые сложные и разнообразные боевые задания, летал как разведчик, пикирующий бомбардировщик, штурмовал вражеские аэродромы.

Его деятельность началась с первого 30-минутного испытательного полёта над заводским аэродромом, после которого лётчик Яшин дал высокую оценку машине. С завода самолёт попал в Действующую армию, в Н-ский бомбардировочный полк, где на нём начал летать тов. Фролов. Обслуживал машину техник-лейтенант Попов.

С самого начала боевой деятельности самолёта за ним вели тщательное техническое наблюдение. После первых боевых вылетов были произведены 5–10–20-часовые регламентные работы и на левом моторе заменен датчик тахометра. После 15 вылетов были разобраны и смазаны роликовые подшипники на левом колесе ног шасси, отрегулированы зазоры и тормозные системы.

Несколько раз возвращался самолёт, израненный вражескими зенитками и огнём истребителей, и каждый раз его восстанавливали в полевых условиях механики и мотористы под руководством техника-лейтенанта Попова.

После выработки ресурса на самолёте сменили моторы. Через три месяца непрерывной эксплоатации самолёт был осмотрен инженером, который сделал в формуляре отметку: «Самолёт и моторы дефектов не имеют».

В конце прошлого года бомбардировщик был передан в другую часть. Его «хозяевами» стали лётчик капитан Самохин и механик Молотовников.

– Прекрасная машина, – сказал Самохин после первого боевого вылета в глубокий тыл противника.

В новом полку самолёту предстояло работать в зимних условиях. Техник Молотовников вместе с механиком и мотористом стали готовить самолёт в зиме. Они отеплили моторы, заменили термометр наружного воздуха, проверили управление элеронами, рулями глубины, высоты, промыли и просмотрели шарнирные соединения и другие детали.

Как и в летний период, зимой машина летала безотказно благодаря умелой эксплоатации её лётно-техническим составом. Немало поработали над «Пе-2» специалисты – техник-лейтенант Афанасьев, старший техник-лейтенант Митрохин, старший техник-лейтенант Иванов и другие. На самолёте собственными силами была переделана система перевода винта с малого на большой шаг и наоборот, а также установлены крупнокалиберные пулемёты.

Исключительную заботу о сохранении самолёта проявляет капитан Самохин. Он по-настоящему любит эту прекрасную, безотказную машину и старается возможно больше продлить её жизнь. Пилотируя «Петляков-2», он находит наиболее выгодные режимы полёта, не форсирует зря мотор, перед вылетом всегда внимательно осматривает и проверяет управление, а по возвращении, рассказывает техническому составу, как работали моторы, на каких режимах была «тряска».

Так же любовно относятся к самолету штурман Васильев и стрелок-радист Нежнов. Они сообщают техническому составу все, что было замечено во время полёта в работе мотора и приборов.

Техник-лейтенант Молотовников сейчас стал старшим техником звена, но он не забывает свою старую машину, которую теперь обслуживает старший сержант Ковецкий. Ha-днях вместе с техническим составом экипажа Молотовников помогал ставить новые моторы на самолёте.

– «Старик» ещё послужит родине. Берегите его, ухаживайте и любите, – говорил Молотовников старшим сержантам Ковецкому и Терентьеву.

Боевая жизнь самолёта № 2033919 показывает, что любовь и внимание к машине, тщательная её эксплоатация и уход за ней могут намного увеличить сроки службы самолёта.

Капитан В. Корчагин.

Действующая армия.