Газета Сталинский сокол -- 1941, 3 октября



Герои публикации:

Донцов Н. (автор)

Майор Н. Донцов 

Боевой опыт фронта – школам
// Сталинский сокол 3.10.1941

Каждый день боев с германским фашизмом обогащает наши военно-воздушные силы новым опытом. В воздушных схватках, в бомбардировочных и штурмовых налетах на вражеские военные об’екты, его наземные войска, аэродромы и базы проявляются высокое летное мастерство, военная сметка, инициатива и прекрасная тактическая выучка сталинских соколов – командиров, летчиков, штурманов, стрелков-радистов.

В основу воспитания курсантов-воздушников в школах и училищах должен быть положен боевой опыт фронтовых частей.

На каждом уроке, на каждом занятии в поле и на аэродроме, во время учебных полетов – всюду и везде героический боевой пример должен занять центральное место в преподавании и инструктаже.

«Учить тому, что нужно на войне, и так, как это делается на войне» – этот основной лозунг боевой подготовки Красной Армии должен быть в центре внимания каждого командира, преподавателя, инструктора. Его надо претворять в жизнь неустанно, на каждом занятии, в каждой встрече с курсантами.

Ведешь учебную стрельбу в тире – вспомни, подчеркни, как меткий прицельный огонь помогал нашим славным летчикам сбивать фашистов в воздухе. Разве мало у нас в этом отношении прекрасных боевых примеров?

Проводишь тренаж на «Батчлере», обучаешь курсанта боковой наводке, работе со сбрасывателем, расчету исходных данных – упомяни, приведи пример классической работы штурманов, метко бомбящих военные об’екты Берлина, Кенигсберга, Бухареста, Плоешти и других центров фашистской Германии и Румынии.

Занимаешься тактикой, решаешь тактические летучки – всегда строй урок на конкретных боевых операциях. По любой изучаемой теме у преподавателя должен быть собран материал, ярко показывающий, как надо решать задачу, выполнять маневр и добиваться разгрома врага с наименьшими потерями.

Изучаешь мотор и самолет, обучаешь курсантов приемам работы – расскажи, как готовят материальную часть к боевым полетам на полевых аэродромах, как самоотверженно работают техники и механики, как они отражают налеты врага на наши аэродромы.

Изучение и передача боевого опыта только там будут на должной высоте, где преподаватели, инструкторы и командиры проявят изобретательность и инициативу. Сегодня боевой эпизод, подкрепляющий то или другое положение, может быть подан в виде рассказа, завтра на лекции продемонстрирован схемой, на следующем занятии – личным показом, потом – требованием от курсантов действовать так же, как действовали наши летчики в бою. Рецепта здесь быть не может. Ясно одно – всеми мерами и способами, от устной беседы до практических работ, опыт, достающийся в тяжелых и упорных боях, должен быть во всем его об’еме передан молодым воздушным бойцам.

Обучая и воспитывая курсантов, преподаватель и инструктор обязаны помнить, что их питомцы на фронте встретятся со многими трудностями

Приводя боевые эпизоды и примеры на занятиях, надо знакомить курсанта и с теми случаями, когда в результате наших неправильных действий, зевков и просчетов успех был неполным или враг добился преимущества. Подробно разбери допущенную ошибку, покажи причины ее, помоги курсанту осмыслить положение, расскажи, как надо было бы действовать. Тогда, попав в бою в подобные условия, твой воспитанник сумеет постоять за себя и нанести поражение врагу в любой сложной обстановке.

Молодой пилот, стрелок, бомбардир должны в совершенстве знать тактику врага, его приемы и увертки как в воздушном бою, так и в действиях его наземных войск. Святой долг преподавателя и инструктора научить своих курсантов быстро, с одного взгляда распознавать хитрости врага. Больше того. У них должно быть выработано уменье парировать любой хитроумный прием фашистов, навязывать им свою боевую волю, волю советского летчика. На лучших примерах боевого опыта надо воспитывать молодого воздушного бойца. Из школы он должен выйти отважным, мужественным, сметливым воином, обладающим высоким летным мастерством во всем его многообразии.

Майор Н. Донцов.