Аполлонин Николай Николаевич

Григорьев

Мациевич Василий Антонович

Богатырев Николай Андреевич (автор)

* * *

Принадлежность:

26 иап

Капитан Н. Богатырев 

Ночной дозор над Ленинградом
// Сталинский сокол 22.10.1941

Днем и ночью фашистские разбойники рвутся к городу Ленина, но всегда и везде встречают они дружный отпор наших наземных войск, авиации. В любое время суток навстречу врагу вылетают советские летчики, находят его и бьют.

Нашему подразделению было поручено встать на защиту Ленинграда в ночное время.

Мы обладаем хорошо подготовленными для ночной работы пилотами. Некоторые, в том числе товарищи Мациевич и Григорьев, еще в дни войны с белофиннами имели немалое количество ночных полетов.

Все это не исключало серьезной подготовительной работы перед началом вылетов. Были подработаны, повторены и разобраны старые полеты, летчики, имеющие большой опыт, поделились с товарищами.

Чем отличаются дневные полеты, ночные полеты мирного времени и полеты в войну с белофиннами от полетов ночью теперь?

Прежде всего почти полным отсутствием ориентиров. Из-за хорошей светомаскировки города лишь в ясные лунные ночи можно ориентироваться по городу, расположению его улиц, площадей, портовым сооружениям, но зато в светлые ночи действия прожектористов ограничены, луч прожектора теряется в небесном пространстве, или, как говорят, «прожектор не берет».

Преодолеть это помогло отличное знание летчиками района, сотни раз излетанного днем, уменье работать с приборами.

Сейчас исключительное значение придается взаимодействию авиации с наземными средствами противовоздушной защиты: зенитной артиллерией, аэростатами заграждения.

Массированный огонь зенитной артиллерии и аэростаты воздушного заграждения заставили немцев производить ночные налеты на город на большой высоте. На этих высотах работаем и мы. Требуется максимум внимания, чтобы суметь правильно сочетать свои действия с наземными средствами ПВО.

Существенное значение имеет и взаимодействие летчиков, действующих в одной зоне, но на разных высотах. Маневрирование по вертикали должно производиться очень осторожно, с небольшой потерей или небольшим набором высоты, чтобы в пылу схватки но помешать товарищу, а в худшем случае – не столкнуться с ним.

Немалое значение придается и подготовке очередного вылета. На таких совещаниях упор делается на отличия очередного вылета от предыдущего в соответствии с метеоусловиями и местами патрулирования. Каждый летчик имеет возможность детально ознакомиться с заданием, оценить его.

За несколько часов до вылета летчик проверяет состояние материальной части, приборов, радиоаппаратуры.

К моменту начала полетов каждый ясно представляет все, что от него требуется.

Опыт показал, что наши летчики хорошо справляются со своими задачами в ночных полетах. Мы имели много встреч с противником над городом. В последнее время вылеты протекали в усложненных метеоусловиях. Действовали летчики над облачностью, ориентируясь через разрывы облаков, что не помешало им отыскивать вражеские самолеты и бить их.

Лейтенант Апполонин во время одного из вылетов заметил фашистский бомбардировщик. Тень его мелькнула на фоне луны. Скрытно подойдя к нему, Апполонин стал его расстреливать. «Юнкерс», повидимому, подбитый, вошел в резкое пике. В этой же зоне, на несколько сот метров ниже, патрулировал младший лейтенант Григорьев. Он заметил огонь, который вел по фашисту Апполонин, и, ориентируясь по нему, нагнал бомбардировщика и, не дав ему произвести бомбежку, обратил в бегство.

Характерным в этом эпизоде является уменье наших летчиков четко согласовать свои действия.

Интересен и другой вылет, когда старший лейтенант Мациевич, один преследуя пирата, не выпустил его из поля зрения до тех пор, пока фашист не был вынужден в беспорядке сбросить бомбы за городом.

Ошутельные удары наших ночников чувствует на своих боках враг. День ото дня эти удары становятся сильнее и сильнее.

Капитан Н. Богатырев.