Авилов

Жуков Иван Матвеевич

Клецко Петр Захарович

Ломовцев Дмитрий Леонтьевич

Попов

Савицкий Евгений Яковлевич

Фильчиков Василий Павлович

Каруличев Михаил Федорович (автор)

* * *

Принадлежность:

567 шап

Батальонный комиссар М. Каруличев 

Штурмовики взаимодействуют с пехотой
// Сталинский сокол 02.10.1942

В верховьях Дона наши войска ведут бои на изматывание и истребление врага. В течение последних дней, поддерживая тесный контакт с наземными частями, активно действовали подразделения нашей бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.

Заслуживает внимания боевая работа штурмовиков подразделения майора Ломовцева. Они получили не одну благодарность пехоты. Их успеху, несомненно, способствовала четкая организация взаимодействия с наземными войсками, надежная связь с ними. Еще до начала операции на передовые позиции прибыл представитель авиационного штаба старший лейтенант Попов и находился все время на КП общевойсковых командиров. В ходе боевой работы на переднем крае побывали командир истребительной эскадрильи Авилов и другие. Благодаря такой связи летчики в любой час точно знали обстановку на земле и в воздухе, а летные подразделения быстро получали оценку каждого вылета, отдельных недостатков и промахов.

Первый удар группа штурмовиков, ведомая майором Ломовцевым, нанесла по боевым порядкам и артиллерийским позициям противника. Сложность вылета состояла в том, что летчики действовали в непосредственной близости от своих войск. Каждое звено «ИЛ'ов» получило свои дели и било безошибочно. Удар штурмовиков и натиск пехоты вынудили противника подтягивать резервы из ближнего тыла. Две группы «ИЛ'ов» последовательными налетами на пути подхода опустошили пехотные колонны и расстроили планы противника, дали возможность нашим частям выбить немцев из укрепленной деревни.

По мере нарастания ожесточенности наземных боев нарастала и активность нашей авиации. В отдельные дни на узкий участок фронта обрушивались удары до сотен машин. Вражеская авиация пыталась организовать противодействие, но безуспешно. «Мессершмитты» группами в 4–6 самолетов стремились сорвать атаки штурмовиков, однако их, как правило, сковывали наши истребители.

Интересная встреча произошла у «ЛАГГ'а» с фашистской новинкой – «Фокке-Вульф-190». «ЛАГГ» вел опытный летчик командир Савицкий. Видно, и на вражеском истребителе сидел не новичок. Фашистский летчик не пошел на лобовую атаку с курса, а стал круто набирать высоту, рассчитывая атаковать сверху, но не пришлось. Савицкий на наборе снизу расстрелял противника несколькими пушечными очередями. «Фокке-Вульф» горящим свалился в расположении наших войск.

Каждый налет штурмовиков сопровождался пожарами и сильными взрывами. На КП замечали, как подавлялись минометные и артбатареи противника. Немалый урон «ИЛ'ы» принесли и живой силе врага. В отдельных случаях штурмовики принимали на себя атаки «Мессершмиттов» и стойко выдерживали их. Так дрались с «Ме-109» старшие сержанты Фильчиков и Жуков. Прикрывая друг друга в маневренной обороне, они отбили все атаки противника. В тот же день штурмовики встретили на поле боя фашистского корректировщика «Хш-126». Немец не успел отвернуть, и его сбил ведущий группы капитан Клецко.

В чем поучительность этих успешных действий штурмовиков? Связь с наземными войсками дала возможность проводить продуманные и нацеленные удары. Тщательные разборы и критические анализы каждого вылета, проводимые в подразделениях, подсказывали новые методы и тактические приемы в использовании штурмовиков, и каждый налет строился по-разному, в соответствии с обстановкой и задачами. Операции показали, что искусные штурмовики, продумывая свою тактику, могут господствовать на поле боя так же, как истребители в воздухе.

Батальонный комиссар М. Каруличев.