Головин Дмитрий Семенович

Навценя Николай Семенович

Хотин Олег Григорьевич

Хапаев Анатолий Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

6 авиаотряд ОСАГ ГВФ

А. Хапаев 

Крылатые связисты
// Сталинский сокол 02.10.1942

С утра до вечера, с темноты до рассвета не стихает жизнь на маленьком лесном аэродроме, где базируется эскадрилья связи.

В этом краю лесов и болот самолет – единственное средство связи. В любое время суток в штабе Н-ской авиаэскадрильи связи можно услышать телефонные звонки из штаба фронта, из штабов армий, с пункта сбора донесений.

– Вышлите самолет, – требуют оттуда.

Через несколько минут легкие «У-2» оставляют свой аэродром. Они летят на передовые, в тыл к противнику, в соседние авиачасти – всюду, куда нужно срочно перебросить офицера связи или доставить важный боевой приказ. Попутно они забирают с собой почту и газеты, на обратном пути захватывают раненых.

Пилоты эскадрильи связи хранят память о своем боевом друге, летчике-комсомольце Олеге Хотине, погибшем при выполнении ответственного задания.

...Нашей части, действовавшей в тылу противника, требовалось доставить срочный приказ, от которого зависела судьба сотен людей. Единственная площадка, где мог приземлиться самолет, находилась под обстрелом противника. В этом же районе бессменно патрулировали немецкие истребители. Ко всему еще стояли «белые ночи» и невозможно было незаметно пробраться в тыл врага на самолете. Олег Хотин вызвался отправиться в рискованный полет.

Он вылетел в полночь. Когда летник стал подходить к месту посадки, фашисты открыли сальный заградительный огонь. Но летчик продолжал вести машину вперед и ему удалось прорваться через сплошную завесу огня. Хотин уже выключил мотор, готовясь садиться, но на него напали фашистские истребители. Несколькими пулеметными очередями летчик был смертельно ранен. Но воля и рассудок не оставляли Хотина до последнего удара его сердца. У пилота хватило силы перекрыть во избежание взрыва бензиновые бак и и направить самолет туда, где были свои. Летчика вынули из кабины уже мертвым. Под гимнастеркой на простывшем теле наши бойцы нащупали пакет с приказом, ради которого Олег Хотин пожертвовал своей жизнью...

Примеры самоотверженности не раз показывал другой летчик эскадрильи – Головин. Однажды при посадке в тылу противника, где оперировала одна наша часть, самолет Головина получил серьезные повреждения. Машина требовала заводского ремонта. Летчику оставался один выход – сжечь самолет, чтобы он не достался противнику, а самому выбираться пешком. Головин все же решил попытаться своими силами отремонтировать «У-2». Два дня под обстрелом он не отходил от самолета. С большим трудам удалось заменить поломанные части. Некоторые узлы за неимением другого материала пришлось скрепить простыми веревками. До сих пор остается загадкой, как Головину удалось взлететь и благополучно довести самолет до своего аэродрома.

Много десятков полетов совершал на фронте летчик-орденоносец Павценя. Особенно памятен его 117-й вылет. Вместе с представителем связи он отправился на передовую линию. В районе посадки над землей стоял плотный туман. Павценя решил садиться вслепую. Он зашел на второй круг, но в это время самолет заметили три «Мессершмитта» и обстреляли. Пилот умелым маневром вырвал самолет из-под обстрела, скрылся в тумане и отлично произвел посадку.

Таковы будни летчиков авиации связи.

А. Хапаев.
Действующая армия.