Лавров Виктор Дмитриевич

Литаврин Сергей Гаврилович

Полин

Субач Антон Данилович

Шинов Сергей Гаврилович

Лялин Георгий Ефимович (автор)

* * *

Принадлежность:

158 иап

Техник-лейтенант Г. Лялин 

Главный пункт
// Сталинский сокол 02.10.1942

(Заметка из дневника техника звена)

...У меня большая радость: я назначен техником звена. Механики самолетов – мои самые близкие друзья, с которыми соревновался, работал рука об руку с первых дней войны, – тепло поздравляют меня.

Техник звена несет куда больше ответственности. Не ударить бы лицом в грязь. Лучше быть хорошим механиком самолета, чем плохим техником звена. Но еще почетней стать хорошим хозяином трех самолетов. На одном из них летает Литаврин. Он совсем молодой парень, а какой летчик – позавидуешь! Недаром на его груди – орден Ленина и орден Красного Знамени.

...Я еще неуверенно чувствую себя в новой роли. Приземлилась сорок пятая, летчик говорит: «Мотор барахлит». А почему барахлит? Конечно, ни он, ни я сразу определить не можем. Проверил контакты магнето, оказалось, дело не в них. Просмотрел распределительную коробку – тоже результатов не принесло. Заменил свечи, сменил магнето. Но мотор все работал плохо. Инженер наблюдает за мной. «Действуй, действуй, Лялин», – говорит он. Если бы я делал не то, что надо, инженер указал бы. Но я прочистил контакты, промыл магнето, а положение не изменилось. Наконец, проверил экранировку, и мотор стал работать отлично. Значит, правильно, что я начал с маленького, хотя причину плохой работы мотора обнаружил в большом. Только так можно установить дефект, только так его устранишь.

...В нашей работе недопустима небрежность. Я убедился в этом, когда был еще механиком самолета. Из-за небрежности может выйти из строя истребитель. Сегодня по вине механика отломился поплавок. Случилось это так. Полин стал доставать поплавок, но так как не вправлена была игла, он сломался. Дело не в том, что деталь маловажная. Собрал всех механиков и мотористов, рассказал о небрежности Полина и о том, что наложил на него взыскание.

...Летчики вернулись после штурмовки возбужденные, радостные, видимо, досталось «гансам». Но мне было некогда слушать их рассказы. На одном из самолетов требовалось быстро заменить маслорадиатор. Приказ об очередном вылете может поступить через час-полтора. Работали дружно. Через час я уже докладывал инженеру: «Машина готова». Он даже удивился. Обычно замена маслорадиатора отнимала два часа.

Как же мы добились успеха? Все дело в правильной расстановке людей. Один снимал капот, другой отсоединял дюраль и т. д. Каждый занимался определенным делом.

Оказывается, это – самый правильный метод работы. Вот вернулся самолет, мотор которого в воздушном бою заклинило. 17 часов ушло у нас на замену мотора. Обычно меньше, чем в двадцать, никто не укладывался. Иногда уходило больше суток.

Опять же каждый во время монтажа выполнял определенное поручение: один ставил винт, другой – бензопомпу и т. д. Конечно, быстрота дела зависит от сметки и сообразительности в нашей работе. Я, например, заранее подогнал штуцеры, избежав большой возни в последующем. Без лишней траты времени мы начали монтаж.

...Хорошо работать, когда все нужное под руками и лишнего ничего нет. Вчера у одной из машин заменяли маслорадиатор. Я подготовил рабочее место, подобрал все необходимые ключи, шплинты, дюриты. Когда привезли радиатор из ПАРМ'а, мгновенно поставили его и попробовали. Машина ушла в боевой полет без малейшей задержки.

...У меня, у механиков и у мотористов только одна забота – самолет должен летать, уничтожать врата. Лишнее время пробудет на земле – меньше будет уничтожено фашистов.

Лопнул радиатор на матине № 34 – в этот момент не было полуторки, чтобы отвезти радиатор в IIАРМ. «Пока, думаю, вызовут машину, а там, смотришь, шофер поедет заправляться горючим – времени много уйдет». Приказал: «Возьмем, товарищи, на плечи и сами снесем». Снесли быстро. В ПАРМ'е радиатор уже ждали: я их предупредил об этом по телефону. Сразу взялись за сварку.

...Три самолета моего звена приземлялись один за другим. Но на 45-й машине дымил правый блок. Это был последний вылет, и я мог заняться устранением дефекта. Оказалось, что на этом самолет два цилиндра имели разрегулированные зазоры. Определил это по выхлопу на патрубках. Если на последующем патрубке образуется налет сажи, то я вижу, какой цилиндр работает ненормально. Рассказал об этом технику Лаврову. Он поблагодарил. Сам я также был доволен: в следующий раз не придется голову ломать.

...Моторист должен быть готов в любое время заменить механика, а механик меня. Этого требует повседневная боевая работа. В свое время я строил дело так: менее ответственным агрегатом самолета занимался моторист: более ответственных – механик; и самый сложный брал на себя. Но потом стал приучать механика работать со мной, а моториста ставил на место механика. Пробу самолета поочередно в один день проводит механик, в другой – моторист. Сейчас мотористы Шинов и Субач вполне могут заменить механика, а он – техника звена. Так воспитываются новые кадры.

...Мое звено отличной работой завоевал первое место в социалистическом соревновании. Главный пункт договора: всегда должны быть готовы к вылету, ни одного сорванного полета по вине техсостава.

Главный пункт выполнен.

Техник-лейтенант Г. Лялин.