Мартынов

Петровский

Горев Александр Михайлович (автор)

Подполковник А. Горев 

Поиск цели ночью
// Сталинский сокол 09.10.1942

Темная ночь. Советской бомбардировщик подходит к большому вражескому аэродрому, где по данным разведки сосредоточено много самолетов противника. Чтобы не обнаружить себя раньше времени, немцы не подают никаких признаков жизни. Через две минуты советский самолет должен появиться точно над целью, сбросить светящиеся бомбы. Таким образом он даст возможность прицельно бомбить нашим самолетам, которые следуют друг за другом строго эшелонировано по времени.

Прошло две минуты. И вдруг ночную тьму прорезал яркий свет опускающейся на парашюте бомбы. Сверху уже отчетливо видны контуры аэродрома, ангары, самолеты. Гитлеровцы открыли ураганный огонь по самолету и по светящейся бомбе. Им удалось погасить ее. Но экипаж летчика Мартынова сбросил другую, и опять немцы открыли сильный огонь. Вслед за второй полетели третья, четвертая бомбы. Немцы неистовствовали. Экипаж Мартынова настойчиво продолжал посылать в темную бездну одну за другой светящиеся бомбы. Своеобразная дуэль между самолетом-подсветителем и фашистами продолжалась до тех пор, пока не подошли советские бомбардировщики. Пользуясь хорошо освещенной целью, они сбросили бомбы и развернулись на свою территорию.

Найти вражеский об'ект и точно поразить его – основное в работе ночных бомбардировщиков. Каждую бомбу – в цель! – таков боевой девиз летчиков-ночников Н-ской части. В этом направлении и развивается творческая мысль летчиков и штурманов. Здесь много занимались вопросами подсвечивания цели, искали всевозможные способы до тех пор, пока не пришли к желаемому результату.

Сначала каждый экипаж брал с собой по одной светящейся бомбе и при подходе к цели сбрасывал ее. Затем самолет делал разворот, заходил на боевой курс и начинал бомбить. Но как показал опыт, такой способ не оправдал себя. Если бомбардировщику в силу сложившихся обстоятельств приходилось увеличивать свой маневр, то он не успевал пользоваться светом: бомба к этому времени сгорала, и штурману обычно приходилось бомбить в темноте.

Тогда стали выделять специальный самолет, нагруженный светящимися бомбами. Самолет ходил на определенной высоте и в заданное время над целью сбрасывал бомбы с таким расчетом, чтобы каждая из них освещала об'ект именно в тот момент, когда нужно бомбить сзади летящим самолетам.

Существует и такой метод подсвечивания цели. Допустим, на бомбардировку идет группа самолетов. Ведущему подвешивают светящуюся бомбу в первую очередь. Придя на об'ект, он сначала сбрасывает ее и затем начинает бомбить. Другим кораблям подвешивают светящиеся бомбы в последнюю очередь. Иначе говоря, первый самолет бомбит, пользуясь собственным светом, а остальные, идя друг за другом, организуют каждый подсвет заднему бомбардировщику, сбрасывая для этой цели светящиеся бомбы в конце серии. Такой прием имеет свой недостаток: в силу разности прицеливания получается большое рассеивание.

Обычно важные об'екты немцы сильно прикрывают зенитной артиллерией и прожекторами. Нередко ночные бомбардировщики встречали по нескольку десятков прожекторов, расположенных группами. Наиболее мощный из них старается в первую очередь поймать в свой луч самолет и не отпускать его до тех пор, пока сюда не потянутся менее мощные прожектора и не откроет огонь зенитная артиллерия. Однако и на этот раз советские бомбардировщики нашли способ борьбы с вражескими прожектерами.

При подходе к об'екту самолет сбрасывает светящиеся бомбы с расчетом их разрыва на определенных высотах в несколько ярусов. Бомбы, находящиеся в непосредственной близости к самолету, нейтрализуют луч прожектора, а нижние ярко освещают цель.

Конечно, самолеты подсвечивания не решают всей задачи по разгрому ночью вражеских опорных узлов, железнодорожных станций, коммуникаций и других важных об'ектов. Необходима еще серьезная навигационная подготовка всего летного состава. Этому вопросу летчики-бомбардировщики Н-ской авиачасти уделяют много внимания. Флагштурман части требует, чтобы штурманы кораблей отлично знали предстоящий район действия, опорные пункты, железные и шоссейные дороги, реки, озера и т. д. При умелом использовании ориентиры хорошо помогают при выходе в район цели.

Бывает, что в ходе выполнения боевого задания резко меняется обстановка и нет возможности прицельно бомбить: об'ект закрыт облаками и др. В этом случае необходимо бомбить по расчету времени. Летчик должен уметь летать вслепую в облаках, точно выдерживая заданный режим. Упорство, сообразительность, инициатива и смелость – вот качества, которые нужны летчикам ночных бомбардировщиков.

Однажды самолет штурмана Петровского встретил низкую облачность. Пошел дождь. Но экипаж настойчиво пробирался к вражескому об'екту. Вот и цель. Бомбить ниже 600 метров было опасно для самолета. Бомбардировщик пробил тучи и стал на боевой курс. Немцы включили свои прожектора, но их лучи не проникали сквозь плотную облачность. Сверху лучи казались большими светлыми пятнами, расплывшимися по облачности.

Летчики сбросили бомбы по световым пятнам прожектора и угодили в цель.

Успех ночного бомбометания зависят и от того, как экипажи умеют маскироваться и обманывать противника. Это хорошо себе уяснили летчики части. При подходе к цели они сбавляют обороты моторов, чтобы их меньше слышали на земле. Последнее производится за счет уменьшения высоты, которую они набрали еще при подходе к линии фронта. Заданная высота сохраняется во что бы то ни стало. Если по маршруту и в районе цели есть облачность, экипажи идут под самой ее кромкой, даже задевают ее. Все эти условия способствуют маскировке и внезапности в работе ночных бомбардировщиков.

Так работают советские ночные бомбардировщики Н-ской авиачасти. Они творчески подходят к выполнению каждого задания, извлекая из него все, что можно применить в последующем боевом вылете.

Подполковник А. Горев.
Западный фронт.