Газета Сталинский сокол -- 1942, 9 октября



Герои публикации:

Семенов Н. (автор)

Н. Семенов 

Тактика немецких бомбардировщиков
// Сталинский сокол 09.10.1942

Действующая армия, 8 октября. (От наш. спец. корр. по телеграфу). Приступая к осуществлению своих операций в районе Сталинграда, германское командование сконцентрировало на этом фронте большое количество самолетов различных типов.

Перед началом операции немецкая бомбардировочная авиация была подсажена на аэродромы, сравнительно близко расположенные к линии фронта (70–150 километров). Это дало возможность без особого напряжения производить до пяти бомбардировочных вылетов в день на исправный самолет.

Однако ничего принципиально нового германское воздушное командование в тактику своей бомбардировочной авиации не внесло. Как обычно, немцы, действуя по нашим войскам на поле боя, стремились массировать удары. Иногда над целью одновременно действовало до 50 машин. Бомбардировщики подходили обычно с востока на высоте двух-трех тысяч метров строем клин девятки, перестраиваясь затем в правый или левый пеленг. Бомбы сбрасывались с пологого пикирования, и лишь отдельные самолеты пикировали под углом 80 градусов. В тех случаях, когда в районе цели имелись наши истребители, немцы производили бомбометание с горизонтального полета. Сбросив одновременно все бомбы, они с большой скоростью уходили от цели.

Интересно отметить, что, появившись над полем боя, немецкие бомбардировщики совершали сначала один заход без бомбометания, как бы холостой, и только, когда их наземные войска сериями ракет обозначали свое местопребывание, начинали бомбить.

Нужно отметить, что, действуя по нашим порядкам на поле боя, немецкие бомбардировщики обычно придерживались следующего способа эшелонирования. Сначала появлялась группа из шести-восьми самолетов под прикрытием четырех или шести истребителей. Этот первый отряд принимал на себя удары зенитной артиллерии и наших истребителей. Вслед за ними через 2–3 минуты появлялся следующий отряд бомбардировщиков, уже более многочисленный – до 20 самолетов. Одновременно над полем боя фиксировалась группа истребителей, от 15 до 30 машин. Наконец, прилетал третий эшелон, до десятка бомбардировщиков, с задачей атаковать непораженные точки или площади.

В сентябре в районе Сталинграда активность немецкой бомбардировочной авиации не снижалась. Большие потери систематически компенсировались за счет переброски авиации с других фронтов и с запада. Путем постоянного маневрирования аэродромами и самолетными парками немцам удавалось достигать насыщения отдельных участков большими массами бомбардировщиков. При бомбардировках Сталинграда в некоторые дни над определенными районами города одновременно находилось до ста самолетов. На главных направлениях, как это было 14 сентября, немецкие бомбардировщики действовали в течение всего дня с интервалами в 10–15 минут.

В сентябре группы немецких бомбардировщиков, как правило, летали с очень немногочисленным сопровождением. Обычно на 10–20 бомбардировщиков приходилось от двух до шести истребителей. Но зато усилилась активность истребительных групп, которые, появляясь в районе цели за несколько минут до бомбардировщиков, старались сковать или вытеснить наших истребителей.

Все изложенное свидетельствует, что руководители немецкой бомбардировочной авиации продолжают пользоваться в основном теми же приемами, которые стали нам знакомы более года назад. Слабость этой, только в деталях меняющейся, тактики в настоящих условиях, как выразительно обнаружилось под Сталинградом, состоит в недооценке силы и упорства сопротивления с земли и в воздухе. Концентрация больших масс бомбардировщиков на узких участках должна была бы привести к уничтожению всего живого перед фронтом наступающих механизированных частей, что дало бы последним полную свободу маневра. Так и предполагало германское командование. Но действительность оказалась иной. Основное условие для успешного применения этой тактики отсутствовало: нигде, ни на один час германская авиация не сумела под Сталинградом добиться господства в воздухе. Советские истребители и зенитчики уничтожили сотни немецких самолетов. Своими умелыми, героическими действиями сорвали замыслы немецкого командования

Н. Семенов.